Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - скворцов иван михайлович

Скворцов иван михайлович

скворцов иван михайлович
(род. 1795 – ум. 1863) – рус. религиозный философ, духовный писатель; протоиерей, профессор Киевской духовной академии (1819-1849), учитель С. С. Гогоцкого. Скворцов не был явным сторонником ни одной философской системы, хотя наиболее сильное воздействие на него оказали учения картезианской и особенно лейбнице-вольфианской философии. Тем не менее он осознавал необходимость сдвинуться с мертвой точки вольфианской философии, чтобы закрепить уже установившуюся традицию т. н. «здравой философии». По Скворцову, мыслящий дух человеческий не есть существо безусловное, его мышление не есть абсолютное и творческое. Истинаданное, воспринимаемое и познаваемое нами. Первоначальное отношение духа к истине есть начальное отношение восприятия, чувства. Непосредственное чувство истинности есть вера в широком смысле. Здесь – первая форма noзнания, основа всего умственного развития. Следующая ступень – стремление «уразуметь» непосредственное содержание веры, возвести веру в степень знания. Из этого стремления возникает наука и философия. «Философ, отвергающий всякую веру, и сам не заслуживает веры». Первая обязанность философии – путем анализа разумной природы нашего духа открыть в ней первоначальные осн. элементы истины и, очистив их от посторонней примеси, изложить в ясных и точных понятиях. Совокупность этих истин составила бы то, что называется philosophia prima. Но философствующий ум не может довольствоваться этими исходными истинами, он «стремится к полному и всестороннему познанию .целостности всех вещей – к полной совершеннейшей истине». Это – philosophia secunda. Под силу ли это человеческому уму, «создаст ли [он] одними усилиями своего гения такую систему знания, которая удовлетворяла бы врожденному нам стремлению к истине?» Согласно Скворцову, это стремление должно быть удовлетворено, душе должен быть дан покой и мир; в посредничестве философии между естественным разумом и христианством и состоит ее истинное значение и достоинство. В «Критическом обозрении кантовой религии в пределах одного разума» (1838) Скворцов ясно показывает, что признается им у Канта и что отвергается. Три важные истины, по его мнению, открыл Кант в философии: разум наш недостаточен в познании вещей сверхчувственных; начала нравственности, основанные на понятиях удовольствия и неудовольствия, не нравственные; человек по природе поврежден или развращен.

Приняв эти три отрицания Канта, Скворцов выдвигает еще два – уже против самого Канта: против деизма кантовой религии, отделяющей Бога от человека и человека от Бога, и против натурализма, не допускающего ничего сверхъестественного и поклоняющегося одному практическому разуму. Его произв. по каноническому праву явились первыми оригинальными рус.

сочинениями по этому вопросу: «Краткое начертание истории церкви ветхозаветной», 1852; «Краткое начертание церкви новозаветной», 1853; «Катехизические поучения», 1854; «Записки по церковному законоведению», 1861-1871. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  СКВОРЦОВ Иван Михайлович СКВОРЦОВ Иван Михайлович (род. 1795 – ум. 1863)рус. религиозный философ, духовный писатель; протоиерей, профессор Киевской духовной академии (1819-1849), учитель С. С. Гогоцкого. Скворцов не был явным сторонником ни одной философской системы, хотя наиболее сильное воздействие на него оказали учения картезианской и особенно лейбнице-вольфианской философии. Тем не менее он осознавал необходимость сдвинуться с мертвой точки вольфианской философии, чтобы закрепить уже установившуюся традицию т. н. «здравой философии». По Скворцову, мыслящий дух человеческий не есть существо безусловное, его мышление не есть абсолютное и творческое. Истина – данное, воспринимаемое и познаваемое нами. Первоначальное отношение духа к истине есть начальное отношение восприятия, чувства. Непосредственное чувство истинности есть вера в широком смысле. Здесь – первая форма noзнания, основа всего умственного развития. Следующая ступень – стремление «уразуметь» непосредственное содержание веры, возвести веру в степень знания. Из этого стремления возникает наука и философия. «Философ, отвергающий всякую веру, и сам не...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины