Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - ли

Ли

ли
(кит. принцип, закон, основание, порядок, мотив, атрибут, теория, истина, идеал, разумное) одна из главных категорий кит. философии. Этимологически восходит к идеограмме, обозначающей разметку полей. Как филос. понятие выражает идею упорядочивающего начала, свойства, присущего всем вещам.

Категориальное оформление понятия "Л." заняло несколько столетий, начиная с 4 в. до н.э., в процессе которого оно претерпело серьезные изменения, прежде чем превратилось в устойчивую категорию "закон/принцип" в неоконфуцианстве (11 16 вв.), оппозиционную понятию "субстрат/субстанция" (ци). Согласно взглядам Чжу Си (12 в.), Л. выступает как всеобщий и в то же время отдельный множественный структурирующий принцип вещей, придающий форму субстрату ци и находящийся с ним в нерасторжимом единстве. "Ли един, но рассеивается во многом" таков главный тезис учения о законе/принципе (ли сюэ), творцом которого был Чжу С.и. Впоследствии содержание понятия "Л." обогатилось включением в него нравственных категорий конфуцианства и приобрело оттенок не только онтологического, но и этического природного начала в человеке. В противовес этому Ван Чуаньшань, Дай Чжэнь и др. философы более позднего времени считали Л. вторичным по отношению к субстрату ци, преодолев тем самым дуализм позиции Чжу С.и.

Антология мировой философии. М., 1969; Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1976; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; Chan Wing-tsit. The Evolution of the Neo-Confucian Concept Li as Principle // Tsing Hua Journal of Chinese Studies. 1964. Vol. 4. № 2. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ЛИ ЛИ (кит. — принцип, закон, основание, порядок, мотив, атрибут, теория, истина, идеал, разумное) — одна из главных категорий кит. философии. Этимологически восходит к идеограмме, обозначающей разметку полей. Как филос. понятие выражает идею упорядочивающего начала, свойства, присущего всем вещам.Категориальное оформление понятия «Л.» заняло несколько столетий, начиная с 4 в. до н.э., в процессе которого оно претерпело серьезные изменения, прежде чем превратилось в устойчивую категорию «закон/принцип» в неоконфуцианстве (11 — 16 вв.), оппозиционную понятию «субстрат/субстанция» (ци). Согласно взглядам Чжу Си (12 в.), Л. выступает как всеобщий и в то же время отдельный множественный структурирующий принцип вещей, придающий форму субстрату ци и находящийся с ним в нерасторжимом единстве. «Ли един, но рассеивается во многом» — таков главный тезис учения о законе/принципе (ли сюэ), творцом которого был Чжу С.и. Впоследствии содержание понятия «Л.» обогатилось включением в него нравственных категорий конфуцианства и приобрело оттенок не только онтологического, но и этического природного начала в человеке. В противовес этому Ван...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины