Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - сюнь-цзы сюнь куан сюнь цин сунь цин

Сюнь-цзы сюнь куан сюнь цин сунь цин

сюнь-цзы сюнь куан сюнь цин сунь цин
(ок. 313 ок. 238 до н.э.) крупнейший философ, просветитель и эрудит Др. Китая. Принадлежал к конфуцианской школе, однако его взгляды испытали сильное влияние философии даосизма, легизма и моизма. Учение С.-ц. изложено в труде "Сюнь-цзы" (3 в. до н.э.) из 32 глав, 22 из которых принадлежат ему, девять ученикам (возможно, с участием С.-ц.), а одна глава считается подделкой.

Согласно сохранившимся немногочисленным свидетельствам, происходил из состоятельной семьи, получил блестящее образование. Посетил царства Цинь, Ци и Чу по приглашению их правителей, беседовал с ними о принципах управления госвом. Проповедовал свои взгляды в академии Цзися и был признан главой находившихся в академии ученых. Последние годы жизни провел в Ланьлине, где основал частную школу и работал с учениками над своим трудом.

Учение С.-ц. явились критическим итогом и обобщением основных учений Др. Китая (5-3 вв. до н.э.). Мировоззрение С.-ц. исходит из наивно-материалистического понимания природы (Неба тянь) как естественной реальности (цзы жань), существующей независимо от человека и являющейся единственным источником происхождения всего сущего, что означает отрицание божественного, сверхъестественного начала мира. С.-ц. первым в истории кит. философии поставил вопрос о соотношении естественных процессов и целенаправленной деятельности человека, способного, по его мнению, познав "естественное постоянство" Небаприроды, "подчинить себе Небо и Землю и заставить служить себе вещи". Философ решительно отвергал обожествление Неба и веру в духов предков, объясняя эту веру зависимостью человеческого восприятия от эмоционального состояния.

Гносеологические взгляды С.-ц. основываются на положении о познаваемости мира. Способность же к познанию философ рассматривал как качество, присущее только человеку и выделяющее его из "тьмы вещей". К известным из учения поздних моистов двум ступеням познания чувственному и рациональному С.-ц. добавил третью человеческую деятельность как элемент самого процесса познания.

С.-ц. высказал предположение о влиянии материальных условий жизни людей на общественные процессы и первым в кит. философии поставил вопрос об общественной сущности человека, его "умении жить сообща".

Путь к богатству гос-ва С.-ц. видел в "экономном расходовании вещей и обеспечении достатка народу". Он рассматривал конфуцианские нормы ритуала (ли) не только как критерий нравственных отношений, но и как регулятор распределения общественного продукта.

Политические взгляды С.-ц. испытали сильное влияние идей легизма: он считал, что ритуал (ли) применим лишь в отношениях между "управляющими" слоями, простыми же людьми нужно управлять с помощью закона (фа). Нормы ритуала (ли) были уравнены С.-ц. с законами: "Отрицать ритуал значит не соблюдать закон". Под влиянием моистов и законников С.-ц. ввел в свое учение и концепцию привлечения людей на государственную службу независимо от их социального положения.

Политическая концепция С.-ц. базировалась также еще на одном принципиальном положении его учении о врожденной "злой" природе человека, преодолеть которую можно с помощью воспитания в человеке норм ритуала и чувства долга. Именно с этой целью совершенномудрые правители древности выработали понятия ли-ритуала и и-долга.

Взгляды С.-ц. оказали большое влияние на историю кит. философии и заложили теоретический фундамент политической доктрины императорского Китая.

Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исследование и перевод. М., 1976; Dubs H. Moulder of Ancient Confucianism. London, 1927; The Works of Hstintze. London, 1928; Munro D.J. The Conception of Man in Early China. Stanford, 1969.

В.Ф. Феоктистов

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины