Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - веды

Веды

веды
(санскр. veda знание) обозначение сакральной и начальной текстовой традиции инд. культуры, включающей: 1) собрание священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры); 2) экзегетические тексты Брахман ("истолкование Брахмана" значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр), Араньяк ("лесные книги", предназначенные для дополнительного и "тайного" истолкования ритуала), Упанишад эзотерическую интерпретацию реалий предыдущих текстов в контексте посвящения адепта в мистерию "сокровенного знания"; 3) руководства для работы жреческих школ со священным языком и обрядом в виде дисциплин, именуемых веданги ("члены Вед") фонетика, грамматика, этимология, просодия, ритуаловедение и астрономия. Преимущественно В. понимаются в значениях (1) и (2): указанные руководства и связанные с ними шраута-, грихьяи дхармасутры относятся к разряду текстов смрити (букв. память или предание), тогда как четыре первых класса текстов к наиболее авторитетной группе, шрути.

Тексты В. складывались длительно и постепенно, и их изустная трансляция в различных местностях, различными кланами поэтов-жрецов, а затем жреческими "традициями" и "школами" заняла не одну историческую эпоху. Основной вектор трансмиссии священной ведийской литературы поэтапная кодификация жреческими "традициями" и "школами" текстов священных гимнов и формул, на завершающей стадии которой к ним "подключались" указанные классы экзегетических памятников. Самыми древними собраниями гимнов и священных формул были Ригведа "Веда гимнов" (дошла до нас в одной редакции) и Атхарваведа "Веда заговоров" (в двух редакциях). Более поздними по материалу можно считать собрания Самаведы "Веда напевов" (преимущественно приспособленные к особой рецитации гимны Ригведы) и Яджурведы "Веда формул жертвоприношения" в двух основных версиях: Черная Яджурведа (четыре основные редакции) содержит наряду с названными формулами также и истолкования; Белая Яджурведа (две редакции) только формулы. С Ригведой соотносятся тексты Брахман, Араньяк и Упани-шад под названием "Айтарея" и "Каушитаки"; с Сама-ведой "Панчавинша-" и "Джайминия-брахмана", "Араньякасамхита" и "Джайминия-упанишад-брахмана-араньяка", "Чхандогья-" и "Кенаупанишада"; с Черной Яджурведой Брахманы, Араньяки и Упани-шады "Катха" и "Тайттирия", также "Шветашватара-", "Майтри-" и "Маханараяна-упанишада"; с Белой Яджурведой Брахмана и Араньяка "Шатапатха" и "Брихадараньяка-" и "Ишаупанишада"; с Атхарваведой (которая получила статус В. позднее, чем предыдущие) "Гопатха-брахмана", а также "Мундака-", "Прашна-", "Мандукья-упанишада" и множество поздних Упанишад. В ряде случаев Упанишады действительно входят в состав Араньяк соответствующей В., как те в состав соответствующих Брахман, в других связь между этими текстами в рамках каждой В. обоснована единством предания соответствующих жреческих школ, а иногда (как в случае с Упанишада-ми "Атхарваведы") является изобретением кодификаторов.

Датировка памятников корпуса В., за отсутствием внешних источников, крайне осложнена. Признанным считается, что: 1) собрание гимнов Ригведы было кодифицировано приблизительно к нач. I тыс. до н.э.; 2) Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа, а также Брахманы (за исключением "Гопатхи") и Араньяки были более или менее поэтапно кодифицированы в течение пер. пол. I тыс. до н.э.; 3) Упанишады "Брихадараньяка", "Чхандогья", "Айтарея", "Каушитаки", "Тайттирия", а также, возможно, "Иша" и "Кена" были оформлены до 5 в. до н.э. шраманского периода.

Материал В., еще не обнаруживающий собственно теоретической рефлексии над мировоззренческими проблемами и понятиями, которые составляют признаки философии (см.: Индийская философия), содержит лишь "среду" генерации самих этих проблем и понятий. В космогонических гимнах Ригведы (преимущественно более поздних I и X книг-мандал) ставятся вопросы о происхождении мира из "сущего" и "не-сущего", об исходном "материале" космоса и демиурге, ответственном за его формирование, о Речи как созидательном начале мироздания, о соотношении Единого и множественности его манифестаций. В Атхарваведе рассматриваются также структура микрокосма, идея космической опоры (скамбха), дыхание как микрои макрокосмическая сила (прана), время как движущее начало сущего (кала), Священное Слово-Брахман. В Брахманах, экзегеза которых построена на весьма замысловатых корреляциях элементов жертвоприношения, человека и мироздания, выявляются, помимо названного, соотносительные приоритеты слова и мысли, первоначало мира в виде как натуральных феноменов, так и мысли, выясняется, что лежит у истоков мироздания сущее или несущее; здесь же начало знаменитой идентификации ядра микрокосма с мировым первоначалом Атмана и Брахмана. В Араньяках прочерчиваются корреляции органов человека, соответствующих способностей и феноменов природного мира, представление об Атма-не как достигающем все большей "чистоты" сообразно с иерархией живых существ. Наконец, в "добуддийских" Упанишадах в многообразных контекстах рассматриваются Атман, Брахман и Пуруша жизнеобразующие начала мира и индивида, пять жизненных дыханий-пран, состояния сознания в бодрствовании, сне и глубоком сне, способности чувств и действий (индрии), ум-манас и распознавание-виджняна, и фиксируются наблюдения в связи с механизмом познавательного процесса. Знаменитые "великие речения" Упанишад: "Я есмь Брахман", "Тот Атман есть поистине Брахман", "То еси ты" предназначались, по всей вероятности, для медитативной интериоризации адептом эзотерических жреческих школ переданной ему тайной истины, тогда как формула "Кто поистине знает того высшего Брахмана, [сам] становится Брахманом" означала "программу" инициации в мистерию тайнознания. Атман-Брахман непостижимое единство, поскольку "нельзя познать познающего", которое определяется поэтому через отрицания: "не то, не то...". В Упанишадах впервые формулируется т.н. закон кармы, устанавливающий причинные отношения между поведением и знанием человека в настоящем и его реинкарнацией в будущем, а также учение о сансаре круге перевоплощений индивида в результате действия "закона кармы" и об освобождении знающего, в результате искоренения аффектированного сознания, из круга сансары мокша. Однако говорить о единой доктрине Упанишад, отражающих значительные расхождения учительских традиций, весьма затруднительно. "Послебуддийские" Упанишады отражают мировоззрение санкхьи, йоги, буддизма, поздние "ведантийские" веданты.

Брихадараньяка-упанишада. М., 1964; Чхандогья-упанишада. М., 1965; Упанишады. М., 1967; Атхарваведа. Избр. М., 1976; Ригведа. Мандалы 1-IV. Изд. подгот. Т.Я. Елизаренкова. М., 1989; Ригведа. Мандалы V-VIII. Изд. подгот. Т.Я. Елизаренкова. М., 1995; Ригведа. Мандалы IX-X. Изд. подгот. Т.Я. Елизаренкова. М., 1999.

В.К. Шохин

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ВЕДЫ ВЕДЫ (санскр. veda — знание) — обозначение сакральной и начальной текстовой традиции инд. культуры, включающей: 1) собрание священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры); 2) экзегетические тексты Брахман («истолкование Брахмана» — значения обрядовых действий, а также сопровождающих их мантр), Араньяк («лесные книги», предназначенные для дополнительного и «тайного» истолкования ритуала), Упанишад — эзотерическую интерпретацию реалий предыдущих текстов в контексте посвящения адепта в мистерию «сокровенного знания»; 3) руководства для работы жреческих школ со священным языком и обрядом в виде дисциплин, именуемых веданги («члены Вед») — фонетика, грамматика, этимология, просодия, ритуаловедение и астрономия. Преимущественно В. понимаются в значениях (1) и (2): указанные руководства и связанные с ними шраута-, грихьяи дхарма-сутры относятся к разряду текстов смрити (букв. — память или предание), тогда как четыре первых класса текстов — к наиболее авторитетной группе, шрути.Тексты В. складывались длительно и постепенно, и их изустная трансляция в различных местностях, различными кланами поэтов-жрецов, а...
Философская Энциклопедия
2.
  ВЕДЫ (ведийская литература) (санскр. veda знание, от индоевр. корня veid знать, видеть) священные книги индусов, представляющие сборники гимнов, богослужебных формул, легенд. Их содержание составляет область сакрального мифологизированного знания. Возникновение гимнов связывается с переселением племен ариев на индийские земли во 2-ом тысячелетии до н. э. Записывались в 1-м тысячелетии н. э. В. распадаются на четыре сборника: "Риг-В." ("В. гимнов"), "Яджур-В." ("В. жертвоприношений"), "Сама-В." ("В. мелодий"), "Атхарва-В." ("В. заклинаний"). Старейшей из них является "Риг-В.", содержащая основные идеи других В. "Риг-В." включает 1028 гимнов, разделенных на 10 мандал (кругов) и считается древнейшим памятником индоевропейской духовной культуры. Известны две разновидности текста "Риг-В.": 1) древняя самхита, представляющая собой единый текст, не разделенный на отдельные слова, в нем главным был ритм песнопения; 2) поздняя парапатха, в которой текст искусственно разделен на слова, что устраняет трудности чтения, но нарушает заложенный ритм (согласно толкованиям Ауробиндо Гхоша, Е.И. Рерих). "Риг-В." как и другие В. записана на т.наз. "языке отцов" ведийском...
Новейший философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины