Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - аджйвика

Аджйвика

аджйвика
АДЖЙВИКА

АДЖЙВИКА

(санскр.), школа инд. философии, существовавшая с нач. 1-го тыс. до н. э. (или, возможно, ранее) до 14—15 вв. н. э. и достигшая наибольшего расцвета в 6—5 вв. до н. э. Наиболее известными приверженцами А. считаются Маккхали Госала, Пурана Кассапа, Пакудха и др.; соч. не сохранились.

Обратившись к доведийским представлениям, А. выступила против брахманистсковедийского мировоззрения и явилась наиболее типичным представителем направления ластика. Принимая теорию элементов, среди которых помимо земли, воды, огня, воздуха имелась и некая витальная сила, А. отрицала существование не только духовного, но и единого материального начала, вообще существование к.-л. конечных причин. Всё существующее, согласно А., можно описать только так, как оно предстаёт обычному взору: в понятиях приобретения и потери, радости и страдания, жизни и смерти.

Единственным общим законом являются беспрерывные переходы существующего из одной формы в другую при неизменности его существа. Эти переходы обусловлены собственной, сугубо индивидуальной природой меняющегося, объясняющей его судьбу, которую нельзя изменить никакими внеш. усилиями. А. не признавала закона кармы. Однако одновременно ' с подчёркиванием неотвратимости судьбы А.

утверждала наличие творч. возможностей, заложенных в аскетизме. Особой популярностью у А. пользовался тапас. А. оказала влияние на буддизм, джайнизм и др. системы инд. философии (многое из практики йоги и даже тантризма восходит к А.).

Basham A. L., History and doctrines of the Alivikas L., 1951.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины