Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - агриппа

Агриппа

агриппа
АГРИППА

АГРИППА

(греч. Ἀγρίππας, лат. Agrippa) (1–2 вв.) – древнеримский философ, представитель позднейшего скептицизма, входящий в одну группу с Энесидемом и Секстом Эмпириком. Об А. известно только то, что он к 10 "тропам воздержания" (аргументам против возможности постижения истины) Энесидема прибавил еще 5 (Diog. L. IX 88). Эти же 5 тропов излагал и Секст Эмпирик ("Пирроновы положения", рус. пер., СПБ, 1913), к-рый, не называя самого А., говорил о младших скептиках. Первый троп – "о противоречии", когда из наличия противоречивых и несогласуемых мнений по к.-л. вопросу делается вывод о необходимости вообще воздерживаться от суждения по данному вопросу. Второй троп – "об удалении в бесконечность", когда оказывается, что одно суждение основывается на другом, другое – на третьем, третье – на четвертом и т.д. Третий троп – "об относительности" – сводится к утверждению того, что все существует не само по себе, а только в отношении познающего субъекта и потому не является чем-нибудь определенным. Четвертый троп – "о предположении", когда исходят из какого-нибудь недоказуемого предположения с целью избежать "удаления в бесконечность". Наконец, пятый троп – "о взаимной доказуемости" (в совр. терминологии "предвосхищение основания" – petitio principii, см. Логические ошибки).

Этими пятью тропами Р. стремился доказать пессимистич. мысль скептиков о необходимости воздержания от суждений, т.к. никакая мысль не представима без этих тропов. Ленин отмечал в них диалектич. момент, направленный против догматизма (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 38, с. 296).

Лит.: Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 293–97; История философии, т. l, [M.], 1940, с. 359–60; Рихтер Р., Скептицизм в философии..., т. 1 СПБ, 1910; Zеller E., Die Philosophie der Griechen, Tl 3, Abtl. 2, 5 Aufl., Lpz., 1923, S. 47–49.

А. Лосев. Москва.

II

(Agrippa) Н е т т е с х е й м с к и й (Генрих Корнелий Агриппа из Неттесхейма, деревни к С. от Кёльна) (14 сент. 1486 – 18 февр. 1535) – нем. гуманист. А. сочувствовал Реформации, хотя открыто не примкнул к протестантизму; вел энергичную полемику с монахами и подвергался за свое свободомыслие преследованиям духовенства. В 1519 А. выиграл процесс женщины, обвинявшейся инквизицией в колдовстве. В соч. "О сокровенной философии" ("De occulla philosophie libri III"), написанном в юности и напечатанном впервые в 1531–33, А. попытался изложить учение о магии, основанное на представлении о всеобщей связи вещей. В соч. "О недостоверности и тщете всех наук и искусств" ("De incertitudine et vanitate omnium scientiarum et artium", 1530) A. подвергал критике тогдашние науки и "искусства" (в том числе лжемагию, или чернокнижие). Оба сочинения в 16 в. были внесены церковью в индекс запрещенных книг. Большой историко-культурный интерес представляет переписка А. Противоречивая фигура А. была изображена В. Брюсовым в романе "Огненный ангел".

Соч.: Opera, t. l–2, Lyon, 1660.

Лит.: Opсье Ж., Агриппа Неттесгеймский, знаменитый авантюрист XVI в.. пер. [с франц.], М., 1913; Prost Α., Les sciences et les arts occultes au XVI siècle. Corneille Agrippa, sa vie et ses oeuvres, v. 1–2, P., 1881–82.

В. Зубов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  АГРИППА (Ἀγρίππα) (1 в. до н. э./1 в. н. э.), философ-скептик, последователь Энесидема. А. традиционно приписывают 5 скептических «тропов» (от греч. τρόπος способ, модус) воздержания от суждений. Согласно изложению у Диогена Лаэртия (IX 88-89), 1-й троп А. говорит о наличии разногласий между людьми (ὁ ἀπὸ τῆς διαφωνίας [τρόπος]): «Что бы ни было предложено для философского или нефилософского обсуждения, будут величайшие споры и раздоры»; 2-й об уходе доказательства в бесконечность (ὁἐἰς ἄπειρον ἐκβάλλων): «нельзя достоверно ничего изучить, одно удостоверяется через другое, и так до бесконечности»; 3-й об относительности познания (ὁ ἀπὸ τοῦ πρός τι): «ничто не воспринимается само по себе, но только через другое; отсюда вытекает его непознаваемость»; 4-й о гипотетическом характере знания (ὁ ἐξ ὑποθέσεως): «исходные начала приходится принимать в качестве достоверных и не искать для них обоснования; но все это напрасный труд, ведь любой может предположить противоположное»; 5-й о круге в доказательстве (ὁ δι' ἀλλήλων): «то, что нужно исследовать, удостоверяется через достоверность самого исследуемого предмета». Пять скептических...
Античная философия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины