Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - аксаков

Аксаков

аксаков
АКСАКОВ

АКСА́КОВ

Константин Сергеевич [29 марта (10 апр.) 1817 – 7 (19) дек. 1860] – рус. историк и литератор, видный представитель ранних славянофилов. Сын писателя С. Т. Аксакова. Образование получил в Моск. ун-те (1832–35), где примыкал к кружку Станкевича (см. Станкевича кружок). К концу 30-х гг. А. полностью солидаризировался с теоретиком славянофильства Хомяковым. Принимал активное участие в идейной борьбе в России 30–50-х гг., полемизируя с революц. демократами по важнейшим вопросам рус. обществ. жизни.

Согласно А., лишь патриархально-общинный быт, сложившийся якобы на основе православия, гарантирует рус. обществу отсутствие классовых и нац. противоречий, обеспечивает единение царя, народа и церкви. В записке на имя Александра II "О внутреннем состоянии России" (1855) А. восхвалял общину и старые земские соборы как условия сочетания "свободы народа" с сильной императорской властью: "Сила власти – царю, сила мнения – народу". Самодержавие, православие и "народность" для А., как и для др. славянофилов, являлись "тремя китами русского быта", залогом процветания России. Противопоставляя крепостническую Россию "гниющему Западу", критикуя бурж. "антиморализм", А. защищал феодально-монархич. идеалы, пытался обосновать ретроспективную утопию, выступал с реакц. проповедью аскетизма.

Философской основой воззрений А. являлся объективный идеализм с сильными элементами мистики. Понимая мир как творение бога и считая, что материалисты "плоть духотворя, ... и дух и душу губят" (см. "Стихотворения", М., 1909, с. 46), А. ополчался на материализм за его безбожие. Истина, по А., постигается через "покорное следование богу", путем откровения и через любовь к богу и ближнему. Однако "постижение до творенья не достигнет никогда" ("Разуму", там же, с. 69), человеч. разум не способен творить, он лишь познает "всемогущую силу творца", он должен отречься от желания "итти в битву с небом". А. софистически использовал диалектику Гегеля, превращая ее в схоластическую казуистику.

Взгляды А. подвергались острой критике рус. революц. демократами. Идейное наследство А. использовалось идеалистич. и мистико-религ. школами рус. философии.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1–3, М., 1861–80; Сочинения, [ред. и прим. Е. А. Ляцкого], т. 1, П., 1915; О современном человеке, СПБ, 1876; Ранние славянофилы. А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. и И. С. Аксаковы, СПБ, 1912.

Лит.: Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 6, М., 1955, с. 410–33; Герцен А. И., Полн. собр. соч. и писем. Под редакцией М. К. Лемке, т. 1–22, П.–Л.–М., 1919–25 (см. Указатель имен, т. 22); Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 1–16, М., 1939–53 (см. Указатель имен, т. 16); Венгеров С. А., Передовой боец славянофильства – К. Аксаков, СПБ, 1912 (имеется библиогр.).

П. Шкуринов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  • АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823-1886) русский публицист и общественный деятель, поэт. Сын русского писателя С. Т. Аксакова. По образованию юрист (в 1842 окончил Петербургское Училище правоведения). Редактор многих периодических изданий: "Русская беседа" (1858-1859), "День" (1861-1865), "Москва" (1867-1868), "Русь" (1880-1886). Пропагандист идей славянофилов. За радикальную критику политического и церковного устройства России 12 лет не имел возможности печататься. Разделял некоторые воззрения западников относительно оценки современного им состояния России. Выступал за отмену крепостного права и телесных наказаний, против гонений на сектантов. А. "один из самых выдающихся вождей "русской партии", горячий патриот и ревностный православный,... враг Запада вообще и римской церкви, в частности, питающий отвращение к папству и чувство омерзения к иезуитам..." (В.Соловьев). Один из центральных моментов творчества А. анализ состояния религиозности и Православной церкви в России. В отличие от своего старшего брата К.С. Аксакова, А. не идеализировал общинное прошлое русских и утверждал, что и до Петра I на Руси было распространено рабское, извращенное понимание...
Новейший философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины