Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - антипатр из тарса

Антипатр из тарса

антипатр из тарса
АНТИПАТР из Тарса

АНТИПАТР из Тарса

АНТИПАТР (Αντίπατρος) из Тарса (ум. ок. 130 до н. э.) — греческий философ-стоик, самый заметный из учеников Диогена Ддвидонского, признанный мастер диалектики (princeps dialecticorum—Cic. Ac. pr. II 143). Сочинения Антипатра (по всем разделам учения) служили источником нормативных школьных формулировок. В области логики (“Об определениях”, “О возможном”, “О Повелителе”) он выступил автором оригинальной теории силлогизмов с одной посылкой (Sext. Pyrrh. II 167; Adv. Math. VIII 443—444). Физика (“О сущем”, “О богах”, “О космосе”, “О душе”, “О мантике” и др.) достаточно канонична. В этике (названия сочинений не сохранились) Антипатр попытался провести довольно серьезные новации, поставив “ценность” и “первичное по природе” в зависимость от субъективного выбора (по принципу соответствия разумной природе) и внеся соответствующую корректировку в формулу “конечной цели”: первичный инстинкт разумного существа должен стать принципом отбора, наделенным безошибочностью и постоянством (Plut. De comm. not. 26, 1072 bd; Cic. De fin. III 22). Это, по мысли Антипатра, должно было ликвидировать источник противоречий раннестоической этики (многоплановость понимания “природы”) и придать ей более формальный характер. О возраставшем стремлении критически переосмыслить всю школьную догматику свидетельствуют сочинения Антипатра “О различии между Хрисиппом и Клеанфом” (Plut. St. rep. 4, 1034 а) и “О том, что согласно Платону только нравственно-прекрасное—благо” (Clem. Al. Strom. V 14p. 390,10St.-Fr.). parM.:SVFIII 1-67. Лит.: см. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  АНТИПАТР ИЗ ТАРСА Ἀντίπατρος ὁ Ταρσεύς) (2 в. до н. э.), философ-стоик, ученик и преемник Диогена Вавилонского на посту главы Стой, учитель Панетия. Современник и соотечественник Архедема (Strab. XIV 5, 14). Возглавил школу ок. 150 до н. э. (ISHerc. col. 53); покончил с собой незадолго до смерти Карнеада предположительно, ок. 129 до н. э. (D. L. IV 64). Из многочисленных сочинений А. (сохранились незначительные фрагменты) известны: 1) логические «О речевом выражении и выражаемом [смысле»] (Περὶ λέξεως καὶ τῶν λεγομένων), «Об определениях» (Περὶ ὃρων), «Ο возможном» (Περὶ δυνατῶν) и «О повелевающем рассуждении» (Περὶ τοῦ κυριεύοντος); 2) физические «О богах», «О мантике» в 2-х кн.; 3) этические «О том, что согласно Платону только нравственно-прекрасное благо» Ὅτι κατὰ Πλάτωνα μόνον τὸ καλὸν ἀγαθόν ) Β 3-х КН., «О совместной ЖИЗНИ С женщиной» (Περὶ γυναικὸς συμβιώσεως), «О браке» (Περὶ γάμου), «О суеверии» (Περὶ δεισιδαιμονίας); 4) прочие «О различии между Клеанфом и Хрисиппом» (Περὶ τῆς Κλεάνθους καὶ Χρυσίππου διαφορᾶς), «О школах» (Κατὰ τῶν αἱρέσεων). Трактат «О мире» (D. L. VII 148) может с равной вероятностью принадлежать А. и Антипатру из Тира, а трактаты «О...
Античная философия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины