Философская энциклопедия - анвита-абхидхана
Анвита-абхидхана
АНВИТА-АБХИДХАНА (санскр. anvitâbhidhàna—выражение связанного) — индийская лингвофилософская доктрина, трактующая взаимоотношение смысла слов и предложения. Разработана в мимансе. В отличие от абхихита-анааи (связывание выраженного), анвита-абхидхана не признает за изолированными словами собственных значений, подчеркивая, что предложение выражает (abhidhàna) значения слов, которые уже связаны (anvita) между собой отношениями взаимного ожидания (àkànks.a), смысловой (yogyatya) и временной согласованности (sammnidhi). Главным семантическим узлом предло
жения является глагол, обозначающий некое действие. Смысл предложения, согласно доктрине, заключен не в намерении говорящего, как считал Бхартрихари, а во внешнем действии. Анвита-абхидхана, разрабатываемая школой Прабхакара Миштры, подчеркивала первостепенную важность контекста совершаемого действия для трактовки ведийских предписаний, ссылаясь, в частности, на практику освоения языка детьми (дети понимают смысл отдельных слов только из контекста фразы, обозначающей действие). Кроме Прабхакары и его учеников анвита-абхидхана нашла поддержку у Шаликанатхи (10 в.). См. также ст. Философия языка (в Индии).
Б. Г. Лысенко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2308 | |
2 | 2263 | |
3 | 1394 | |
4 | 1352 | |
5 | 759 | |
6 | 732 | |
7 | 687 | |
8 | 665 | |
9 | 644 | |
10 | 618 | |
11 | 615 | |
12 | 561 | |
13 | 556 | |
14 | 544 | |
15 | 540 | |
16 | 533 | |
17 | 527 | |
18 | 523 | |
19 | 515 | |
20 | 515 |