Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - чакры

Чакры

чакры
ЧАКРЫ

ЧАКРЫ (санскр. cakra — колеса, диски) — в индуистском тантризме энергетические центры, соотносимые с участками человеческого тела (хотя и не имеющие реальных анатомических соответствий), по которым происходит восхождение латентной женской энергии кувдалини в результате практики кундалини-йоги.

Каждая из шести нормативных чакр обрастает изобильной символикой, включающей ее соответствия определенным космическим элементам (заимствованным из санкхьи), графические образы, буквы санскритского алфавита и мифологические персонажи. Нижняя чакра, муладхара (“опора основания”), соотносится с областью ниже гениталий, ее знаком является четырехугольник, соответствующим космологическим элементом — земля, графическим образом — желтый лотос (символ процветания) с четырьмя красными лепестками, божеством — Брахма с четырьмя Ведами или Ганеша (как покровитель всех начинаний). Следующую чакру, свадхиштхану (“установление себя”), тантристы помещают в области гениталий и соотносят соответственно с луной или кувшинкой, с водой, белым лотосом с шестью красными лепестками и Варуной или Вишну Третья — манипура (“изобилие драгоценностей”) — локализуется на уровне пупа и связывается со знаком свастики, огнем, алым лотосом с 10 серыми лепестками (символизирующими дым) и с Агни или Рудрой. Следующая чакра, анахата (“изначальный звук”), устанавливается на уровне сердца и соотносится с шестиугольником, ветром, черным лотосом с 12 лепестками киноварного цвета и с Шивой в образе трехглазого Иши (аспект владычества). Пятая — вишуддха (“очищенная”) — локализуется на уровне гортани и соотносится с кругом, пространством, прозрачным лотосом с 16 серыми лепестками и Шивой в образе Садашивы с его супругой Садагаури (аспект вечности). Последнюю чакру, аджню (“предписание”), тантристы помешают над бровями или вровень с ними и соотносят с треугольником, тремя ментальными способностями (ум-манас, эготизм-аханкара и интеллекг-буддхи), лотосом с двумя лепестками и Шивой в образе Шамбху (аспект благости). К этим шести чакрам добавляется еще одна — сахасрара (“тысяча спиц колеса”), помещаемая в верхушке черепа, ей соответствуют первоматерия Пракрити и белый тысячелепестковый лотос. Чакры “нанизаны” на центральный из 72 тыс. артериальных каналов (нади) сушумну и связаны также с двумя дополнительными — идой и пингалой.

Отдельные тантрические школы по-разному модифицируют систему чакр. Популярным было добавление еще двух — канды (“луковица”), помещаемой в области между гениталиями (где “встречаются” множество артериальных каналов) и пупом, и двадашанты (“имеющая 12 концов”) — на высоте 12 пальцев над черепом. Другие школы добавляли чакры-грантхи (“узлы”), связующие шесть основных. Шиваиты-натхи считали оптимальным числом чакр девять.• Кашмирская традиция куда сводит их к четырем. Четырехчастный ряд чакр был принят и буддийскими тантристами, помещавшими их в области пупа, сердца, горла и головы.

Смысл этой фантасматорическо-эротической физиологии состоял в обосновании практики кундалини-йоги, которая заключается в “пробуждении” кундалини, мыслимой в виде змеи, свернувшейся в три с половиной кольца вокруг сушумны и “застывшей” в нижней чакре, муладхаре. Цель практиканта — заставить ее с помощью особой психотехники подняться поэтапно по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где происходит ее слияние с самим Шивой. В ходе тантрической практики чакры визуализируются по всем вышеназванным своим параметрам, и своей кульминации эта “созерцательная практика” достигает в визуализации совокупления кундалини с ее небесным возлюбленным.

Лит.: Silbum L. Kundalinî The Energy of the Depths. A Comprehensive Study Based on the Scriptures of Nondualistic Kasmir Saivism. N. Y., 1988.

В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины