Философская энциклопедия - чатушкотика
Чатушкотика
ЧАТУШКОТИКА (санскр. catuskotikд — четырехвершинная) — обозначение тетралеммы в индийской философии. Чатушкотика восходит к шраманскому периоду, эпохе Будды, но буддисты не были ее изобретателями (как полагали многие индологи), а лишь утилизовали ее. Так, среди брахманов и шраманов, обсуждавших границы вселенной, некоторые отвергали три трактовки, по которым она безгранична, ограничена, безгранична и ограничена одновременно, и предложили четвертую — что она ни та, ни другая (Дигха-никая 1.23—24). Философы-паравраджака, которые сформулировали набор основных мировоззренческих топиков, предлагали своим собеседникам выбор из тетралеммного решения проблем вечности мира, его бесконечности, идентичности или различия души и тела, существования рожденных сверхъестественным образом существ и существования или несуществования “совершенного” после смерти (Маджджхима-никая 1.230—233 и т. д.). Их современники, выразительно названные буддистами “скользкими угрями” (см. Амаравиккхепики), одним из которых был Санджая Белаттхипутта, предложили модель “антитетралеммы” — отрицания всех четырех возможностей решения этих проблем. Очевидное продолжение этой диалектической модели обнаруживается в знаменитом “молчании Будды” в ответ на те же вопросы. Виднейшим преемником шраманских философов и Будды был Нагарджуна, основное сочинение которого “Муламадхьямака-карика” открывается отвержением четырех возможностей происхождения вещей — от себя, от чего-то другого, от того и другого вместе и ни от себя, ни от другого (1.1), тогда как в одной из последних глав отрицается предикация существования, несуществования, того и другого вместе и ни того, ни другого по отношению к нирване (XXV.4—16). После Нагарджуны чатушкотика в ее “отрицательном” варианте стала широко применяться в полемике классических систем-даршан.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2302 | |
2 | 2256 | |
3 | 1389 | |
4 | 1346 | |
5 | 747 | |
6 | 728 | |
7 | 682 | |
8 | 661 | |
9 | 628 | |
10 | 610 | |
11 | 606 | |
12 | 557 | |
13 | 549 | |
14 | 538 | |
15 | 533 | |
16 | 526 | |
17 | 517 | |
18 | 512 | |
19 | 511 | |
20 | 510 |