Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - чэн и

Чэн и

чэн и
ЧЭН И

ЧЭН И

(1033–1108) – кит. философ-неоконфуцианец, брат Чэн Хао и племянник Чжан Цзая. Согласно традиции, взгляды Ч. И и Чэн Хао отождествлялись, однако совр. исследователи обнаружили существ. различия в учениях обоих братьев, позволяющие считать Ч. И предшественником Чжу Си – гл. представителя рационалистич. школы объективного идеализма лисюэ (школа изучения принципа), а от Чэн Хао вести линию преемственности к Лу Цзю-юаню и к Ван Ян-мину – представителям интуитивистской школы синьсюэ (школы изучения сознания). Осн. вклад братьев Чэн в развитие неоконфуцианской мысли заключается в том, что выдвинутое Чжан Цзаем понятие ци (материальная сила) было дополнено понятием ли (принцип). Эти термины имеют множество толкований (см. ст. Ци). В системе Ч. И "ли" является всепроникающим и всеобъемлющим началом, подобным дереву, корень, ствол и ветви к-рого образуют единую последовательность. В то же время у каждого вида живых существ и у каждого предмета имеется, согласно Ч. И, собств. принцип, определяющий их структуру и ритм их развития. "Ли" в системе Ч. И занимает первенствующее место, а ци, бывшее всеобъемлющим началом в системе Чжан Цзая, отодвигается на второй план и выступает как материал для воплощения "ли". Дихотомия "ли" и ци определяет и подход Ч. И к человеку. Положение Мэн-цзы, о том, что человек по своей природе добр, интерпретируется Ч. И в том смысле, что человеческому "ли" – принципу, свойственна доброта, но ци, к-рое различно у всех людей, может мешать проявлению изначальной доброты. Ч. И выступал с критикой буддизма, исходя из того, что учение, призывающее к бегству от страданий, к уходу от основных человеч. обязанностей в семье и обществе, оказывается проповедью эгоизма.

Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (О Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1966; Xоу Вай-Лу [и др.], Чжунго чжэсюэ цзяньши (Краткая история кит. философии), Пекин, 1963; Graham А. С., Two Chinese philosophers, L., 1958; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953; Chan Wing-tsit, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963; Sources of Chinese tradition, comp. by de W. T. Ваrу et al., v. 1, Ν. Υ., 1964.

В. Рубин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины