Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - “чжоу и”

“чжоу и”

“чжоу и”
“ЧЖОУ И”

“ЧЖОУ И” — наиболее авторитетное и оригинальное произведение китайской канонической и философской литературы, стоящее во главе “Тринадцатиканония” (Шч сень цзин) и “Пятиканония” (У цзин) и оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на всю культуру традиционного Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Каждый из двух иероглифов, составляющих название “Чжоу и”, может быть понят по крайней мере трояко: “Чжоу” — 1) имя династии, правившей в Китае с кон. 2-го тысячелетия до н. э. по сер. 3 в. до н. э., и хронологическое обозначение данной эпохи; 2) слово, имеющее значение “оборот, круг, цикл”; 3) “везде, повсюду, полный, исчерпывающий”; “и” — 1) “легкий, нетрудный”; 2) “перемена, метаморфоза”; 3) “неизменность, твердость”. Соответственно сочетание “Чжоу и” допускает определяемые комбинациями этих смыслов весьма различные толкования: “[Канон] перемен [эпохи] Чжоу”; “Легкий [канон эпохи] Чжоу” (т. е. более простой текстологически или производный от более легкого вида гадания на стеблях тысячелистника — ши, а не на панцирях черепах — бу); “Неизменное [эпохи] Чжоу”; “Всеохватные (круговые) перемены”; “Всеохватный (круговой) легкий [канон]”; “Неизменность кругооборота”; “Полная неизменность” (тут слово “канон” — эквивалент иероглифа “цзин”, входящего в состав синонимического “Чжоу и” обозначения — “И цзин”, “Канон перемен”, “Книга перемен”; см. Цзин вэй). “Чжоу и” включает в себя каноническую часть (в двух разделах), созданную, видимо, в 8—7 вв. до н. э., т. е. собственно “И цзин”, и комментирующую часть, созданную в 6—4 вв. до н. э., — “И чжуань” (или “Ши и” — “Десять крыльев”, т. е. семь комментариев — чжуань, три из которых имеют по два раздела). Специфическую основу “И цзина” составляют возникшие, вероятно, в кон. 2-го — нач. 1-го тысячелетия до н. э. 64 гексаграммы (люшисы гуа, см. Гун) — особые графические символы, состоя

щие из шести расположенных друг над другом черт двух видов — целой и прерванной — во всех комбинаторно возможных вариантах. Черты истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил инь ян (соответственно прерванная и целая), а их двойные, тройные и т. д. комбинации — как знаки более конкретных воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Центральную роль в этой системе играют восемь триграмм (ба гуа) — сочетания из трех черт, считающиеся половинными компонентами гексаграмм и знаменующие собой восьмеричный набор универсалий:

Ξ Цянь — творчество, крепость, небо, отец;

s= Кунь— исполнение, самоотдача, земля, мать;

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины