Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - дезами

Дезами

дезами
ДЕЗАМИ

ДЕЗАМИ

(Dézamy), Теодор (1803–50) – представитель франц. "народного коммунизма" 40-х гг. XIX в. Получил многостороннее образование (медицина, философия, право). В 30-х гг. Д. примкнул к революц. тайному "Обществу времен года", вдохновлявшемуся идеями Бланки. В 1839 основал ежемесячник "L'égalitaire, journal de l'organisation sociale", a в дальнейшем принимал участие в др. революц. журналах, издавал газету "Les droits de l'homme. Tribune des prolétaires", 1848; в утопич. форме пропагандировал коммунистич. идеи, выступая против Блана, Бюше, Ламенне и др. Д. ратовал за объединение всех коммунистич. сил и за приобщение рабочих к коммунистич. движению; он принял участие в революции 1848, выдвигая политич. и социальные задачи, соответствующие интересам рабочего класса. По своему мировоззрению Д. – материалист и атеист, продолжатель просветительской философии 18 в., учений Бабёфа и Фурье, под воздействием к-рых выдвигал идею о счастье как предназначении человека. Д. требовал осуществления гармонии страстей, достижимой в "солидарной ассоциации", где сочетаются личные и обществ. интересы, в свободном коллективном труде на общее благо. В своем гл. соч. "Кодекс общности" ("Code de la communauté", 1842) Д. уделил большое внимание вопросам организации и планирования произ-ва в будущем обществе; отстаивал коммунистич. принцип распределения благ в этом обществе, обеспечивающем изобилие для всех; признал пролетариат, в к-рый он включал также трудящуюся интеллигенцию и сельскую бедноту, носителем коммунистич. будущего; утверждал необходимость революц. "диктатуры принципов" (но не "диктатуры лиц") в переходный период. Вместе с тем Д. надеялся, что "последняя революция" будет бескровной и произойдет силой убеждения.

Маркс и Энгельс, сравнивая Д. с предшественниками, относили Д. к тем "более научным французским коммунистам", к-рые развивали "учение м а т е р и а л и з м а как учение реального гуманизма и как л о г и ч е с к у ю основу к о м м у н и з м а" (Соч., 2 изд., т. 2, с. 146). Утопич. коммунизм Д. оставался, наряду с коммунизмом Кабе и Вейтлинга, "догматической абстракцией" (там же, т. 1, с. 379).

Соч.: Discours sur l'égalité, P., 1840; Toute la vérité au peuple, P., 1842; Le jésuitisme vaincu et anéanti par le socialisme, P., 1845; Organisation de la liberté et du bien-être universel, P., 1846.

Лит.: Зайдель Г. С., Теодор Дезами, "Под знаменем марксизма", 1924, No 1, 3; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 569–80; Волгин В. П., Идеи социализма и коммунизма во французских тайных обществах 1835–1847 годов, "Вопр. истории"; 1949, No 3; Morange G., Les idées communistes dans les sociétés secrètes et dans la presse sous la monarchie de Juillet, P., 1905; Kahane Α., Théodore Dezamy. Leben und Theorie, Giessen, 1922 (Diss.); Garaudy R.,Le communisme matérialiste en France avant 1848. Un précurseur: Théodore Dezamy, "La Pensée", 1948, No 18.

И. Зильберфарб. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины