Философская энциклопедия - джати
Джати
ДЖАТИ (санскр. jati—род, класс)—двузначный термин индийской философии, означающий: 1) род как класс индивидов (см. Универсалии в индийской философии); 2) псевдоответы как невалидные средства диспута, составляющие пятнадцатую категорию ньяи. В “Ныш-сутрах” джати определяется как “[попытка] опровержения (оппонента] посредством [указаний на простое] сходство или различие” (1.2.18). В последнем разделе перечисляются 24 разновидности джати с рекомендациями по их опровержению (V.I.I—43). Для первой Ватсьяяна приводит пример, по которому активность Атмана, обладающего свойствами активной субстанции, мнимо опровергается контртезисом о его неактивности по сходству с пространством (как неограниченной субстанцией). “Псевдоответчику” рекомендуется внимательно рассмотреть связь между средним и большим терминами в его силлогизме. Показателен по казуистичности псевдоответ предпоследнего типа: невечность звука отрицается на том основании, чтосама невечность является вечной.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2308 | |
2 | 2260 | |
3 | 1393 | |
4 | 1351 | |
5 | 757 | |
6 | 732 | |
7 | 686 | |
8 | 664 | |
9 | 640 | |
10 | 615 | |
11 | 614 | |
12 | 561 | |
13 | 555 | |
14 | 543 | |
15 | 539 | |
16 | 531 | |
17 | 523 | |
18 | 522 | |
19 | 515 | |
20 | 515 |