Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - ермолай-еразм

Ермолай-еразм

ермолай-еразм
ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ

ЕРМОЛА́Й-ЕРА́ЗМ

(или Ермолай-Прегрешный, в монашестве – Еразм) (гг. рожд. и смерти неизв.) – рус. писатель и политич. мыслитель сер. 16 в. Протопоп дворцовой церкви, Е.-Е. принадлежал к кружку образованных книжников, группировавшихся вокруг митрополита Макария. Автор религ.-филос. концепции мира. Наиболее универсальным принципом всякого бытия, пронизывающим весь мир, является, по Е.-Е., гармония. Совершеннейшее выражение гармонии – божеств. триединство. Мир, по Е.-Е., основывается на иерархич. бесконечности троичных комплексов, отражающих божеств. универсалию отца, сына и духа. Природа состоит из триединства света, сумрака, тьмы или из триединства ветра, грозы, молнии и т.п. Человек тоже представляет триединство, внутренне – ума, слова, души, внешне – головы, туловища, конечностей и т.д. Из религ. философии Е.-Е. вытекала и утопич. концепция такого обществ. устройства, в к-ром торжествовала бы гармония. Е.-Е. предложил утопич. план общества, в к-ром между сословиями были бы "справедливо" разделены общественно-полезные функции.

Вместе с тем Е.-Е. выступал с критикой совр. ему свободомыслящих, к-рых он "обличал" как еретиков и вероотступников.

В. трактате "Благохотящим царем правительница и землемерие" (руководство как править гос-вом и как измерять землю), написанном для молодого Ивана IV в конце 40-х гг. 16 в., Е.-Е. выдвинул утопич. программу обществ. переустройства, заключающуюся гл. обр. в ряде зем. реформ. Е.-Е. считал, что труд крестьян является основой обществ. жизни; он обличал обществ. язвы – тяжесть повинностей, злоупотребления феод. собственников. Признавая необходимым феод. землевладение, он считал, что феодалы должны жить в городе и превратиться в государств. чиновников. Предложения Е.-Е. отражали кризис, к-рый переживало тогда крест. х-во в связи с развитием и усилением крепостнич. гнета.

Лит.: Ρжига В. Ф., Литературная деятельность Ермолая-Еразма, в кн.: Летопись занятий Археографич. комиссии за 1923–25 годы, вып. 33, Л., 1926; Будовниц И. У., Русская публицистика XVI века, М.–Л., 1947; Клибанов А. И., "Самобытийная ересь", в сб. ст.: Вопр. истории религии и атеизма, т. 4, М., 1956; его же, Повесть о Петре и Февронии как памятник русской общественной мысли, "Историч. зап.", 1959, т. 65; его же, Сборник сочинений Ермолая-Еразма, в кн.: Тр. Отд. древнерусской лит. Ин-та русской лит. АН СССР, т. 16, 1959; Зимин Α. Α., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958.

А. Клибанов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины