Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - эрн

Эрн

эрн
ЭРН

ЭРН

Владимир Францевич (29 апр. 1881 – 11 мая 1917) – рус. религ. философ. Окончил Моск. ун-т; в нач. 20 в. – деятель т.н. религ.-церк. обновления. Взгляды Э. сложились под влиянием славянофилов и философии В. Соловьева, Л. Лопатина и С. Трубецкого Э. считал своими непосредств. учителями. Др. источник его воззрений – Платон и неоплатонизм, а также вост. патристика.

Исходный пункт философии Э. – характерное для рус. идеалистич. мысли 19–20 вв. осмысление кризиса европ. культуры, к-рая рассматривается как рационализирующая и механизирующая человеческую жизнь (см. "Борьба за логос", М., 1911, с. 348). Разрыв европ. культуры с духовностью, с божественно сущим Э. ведет от эпохи Возрождения; он обвиняет Декарта и Бэкона, отвергнувших природу как живое сущее, полное "творческих энтелехий", и тем самым способствовавших расцвету материальной цивилизации и механистич. миросозерцания. Благодаря Беркли и Канту, по мысли Э., упразднившими природу, в европ. мышлении укореняются феноменализм, меонизм (онтологич. нигилизм) и рационализм. Этому мировоззрению Э. противопоставляет учение о целостном творящем логосе, как он понимался античной и вост.-христ. метафизикой. Логос (или разум как антитеза формальному рассудку), согласно Э., "разбивается" в человеческом сознании на космический, божественный и дискурсивно-логический аспекты и открывается индивиду соответственно через мифологию и искусство, через христ. религию и через философию. Последняя дискурсивна по форме, по содержанию же она – синтетич. учение о бытии, приводящее к единству "все данные человеческого о п ы т а" (там же, с. 136).

Из онтологич. истолкования логоса вытекает и гносеология Э. По его мнению, все феноменологич. теории знания (особенно неокантианство) ложны, т.к. они не доходят до понимания бытийности, ноуменальности мысли. Истинная мысль начинается с самоопределения – с некого "акта умственной воли", преодолевающего "психологические ассоциации" и приближающего ее к "абсолютному смыслу вселенского бытия" ["Природа мысли", см. "Богословский вестник", 1913, No 3–5, с. 18, 24, 37–39 (оттиск)].

Социально-религ. идеал Э. включает положение В. Соловьева о единстве вост. и зап. церквей и принцип соборности (С. Трубецкого). Справедливое общество – без частной собственности и эксплуатации – возможно, по Э., только как демократически управляемая церковно-религ. община. Т.о., он придал своему учению христианско-социалистич. характер. С этой т. зр. Э. оценивал и революцию 1905–07, считая ее признаком "религиозного ренессанса" в России, и резко выступал против теории науч. социализма. Он целиком присоединяется к мысли Достоевского, что исход рус. социализма – церковь.

Во время первой мировой войны занимал по существу шовинистич. позицию; рассматривал военный конфликт как столкновение все тех же "рацио" (Германия) и "логоса" (Россия). Рост милитаризма Германии Э. связывал с характером нем. философии, в частности с "богоубийст-венным" кантовским феноменализмом (см. "От Канта к Круппу", в кн.: "Меч и крест", М., 1915, с. 24, 27).

Теоретич. построения Э. – утопическая попытка обосновать религиозный путь преодоления тех социальных конфликтов, к-рые переживала Россия в нач. 20 в.

Соч.: Взыскующим града, М., 1906 (совм. с В. Свенцицким); Христианское отношение к собственности, М., 1906; Церковное возрождение. О приходе, в кн.: Вопросы религии, вып. 1, М., 1906, с. 102–42; Социализм и общее мировоззрение, Сергиев Посад, 1907; Христианство, в кн.: История религии, М., 1909, с. 123–60 (совм. с А. Ельчаниновым); Гносеология В. С. Соловьева, в кн.: Сб. первый. О Владимире Соловьеве, М., 1911, с. 129–206; Г. С. Сковорода. Жизнь и учение, М., 1912; Критика кантовского понятия истины, в кн.: Филос. сборник. Л. М. Лопатину к 30-летию научно-пед. деятельности, М., 1912, с. 49–61; Толстой против Толстого, в кн.: Сб. второй. О религии Льва Толстого, М., 1912, с. 214–48; Природа научной мысли, Сергиев Посад, 1914; Розмини и его теория знания, М., 1914; Время славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия, М., 1915; Философия Джоберти, М., 1916; Разбор послания святейшего синода об имени божием, М., 1917; Верховное постижение Платона, "Вопр. филос. и психол.", 1917, кн. 137–38.

Лит.: Аскольдов С., Памяти В. Ф. Эрна, "Рус. мысль", 1917, кн. 5–6, с. 131–34; Лосский Н. О., История рус. философии, М., 1954; Зеньковский В. В., История рус. философии, т. 2, М., 1956.

А. Поляков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ЭРН Владимир Францевич (1882-1917) русский философ и публицист. Изучал философию в Московском университете, где был оставлен при кафедре всеобщей истории, позже доцент и профессор этого университета. В 1905 стал одним из руководителей (вместе с В.П. Свенцицким) "Христианского братства борьбы", ориентировавшегося на русский вариант христианского социализма и ставившего задачей подготовку церковной реформы. В 1906 участвует в основании Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, а в 1907 в создании при нем Вольного богословского факультета. С 1910 входит в редакцию книгоиздательства "Путь". В 1914 защитил магистерскую ("Розмини и его теория знания. Исследования по истории итальянской философии 19 столетия"), а в 1916 докторскую ("Философия Джоберти") диссертации. С 1916 член Московского психологического общества. Круг общения Флоренский, Вяч. Иванов, Булгаков, А. Белый и др. Своими непосредственными учителями называл С.Н. Трубецкого и Лопатина. Испытал влияние Достоевского и В. Соловьева. Взгляды Э. во многом формировались через постоянное оппонирование журналу "Логос" (Степун, Гессен, Яковенко), а также в полемике с...
Новейший философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины