Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - езник кохбаци

Езник кохбаци

езник кохбаци
ЕЗНИК КОХБАЦИ

ЕЗНИК КОХБАЦИ

(1-я пол. 5 в.) – арм. философ, церк. деятель, один из основоположников др.-арм. лит. языка. Ученик Месропа Маштоца. Учился в Эдессе, бывал в Византии. Сочинение Е. К. "Опровержение сект" – древнейший из дошедших до нас памятников арм. филос. мысли. В этом соч. Е. К. защищал христианство в Армении; оно отразило длительную борьбу, к-рая велась в Армении против зороастризма и манихейства, против гностицизма и догматики зап.-европ. христианства.

Представляя бога причиной всего существующего и движущегося (Соч. Езника, кн. 1, гл. 1), Е. К. не отрицал и реальности природы: "Все, что через наши чувства воздействует на нас, наблюдается или ощущается нами, есть материальное..." (там же, кн. 1, гл.23). Ставя вопрос: "откуда происходит зло в мире?" (там же, кн. 1, гл. 4), Е. К. находил, что признание зла мировым началом (в системе зороастризма) приводит к фатализму, тогда как "...ничего злого от природы не существует" (там же, кн. 1, гл. 15). Лишь человек, одаренный разумом, может творить злое, как способен он творить и доброе. Человек может вредное сделать полезным, несчастье – счастьем, может совершить к.-л. действие или воздержаться от него. Е. К. расходился, т. о., с принципом божеств. предопределения, проповедуемым вселенской церковью. "... Собирая войска и изгоняя врага из страны, – писал Е. К., – мы доказываем, что не по определению судьбы совершилось разорение, а вследствие насилия разбойника, который с жадностью разоряет страну и грабит имущество и достояние" (там же, кн. 2, гл. 15).

Соч. на арм. яз.: Книга возражений, Измир, 1762; в рус. пер.: Опровержение учения персидских магов [текст], в кн.: Эзов Г. [Α.], Об учении персидских магов, сочинение Езника, армянского писателя V века (Исследование), СПБ, 1858; нем. пер., W., 1900; франц. пер., 2 изд... Р., 1959.

Лит.: Чалоян В. К., К вопросу об учении Езника Кохбеци, армянского философа пятого века, Ер., 1940; его же, История армянской философии, Ер., 1959, с. 63–84; на арм. яз.; Адонц Н., Критические заметки о Езнике, "Безмавеп", 1925, No 7, 10, 12, 1926, No 4–5; Абегян М., История др.-арм. литературы, т. 1, Ер., 1944 (рус. пер. 1948).

В. Чалоян. Ереван.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины