Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - фенелон

Фенелон

фенелон
ФЕНЕЛОН

ФЕНЕЛО́Н

(Fénelon), Франсуа д е С а л и н ь я к д е л а М о т (6 авг. 1651 – 7 янв. 1715) – франц. религ. мыслитель, архиепископ Камбрейский, член Академии (1693). В соч. "Объяснение правил святых в отношении внутренней жизни" ("Explication des maximes des saints sur la vie intérieure", P., 1697) выступил защитником умеренного квиетизма, что вместе с политич. оппозиционностью, выражавшей антиабсолю-тистские, бурж. тенденции во франц. идеологии конца 17 – нач. 18 вв. (см. его "Басни"– "Fables", Р., 1718; "Разговоры в царстве мертвых" – "Dialogues des morts", P., 1712; роман "Приключение Телемаха" – "Aventures de Télémaque", [P.], 1699; и программу его единомышленников из г. Шоне "Tables de Chaulnes"), навлекло на него опалу, заставило выехать из Парижа в Камбре и оставаться там до конца жизни. Гл. обличителем квиетизма Ф. выступил Боссюэ.

Филос.-теологич. идеи Ф., эклектичные и непоследовательные, формировались на основе неоплатонизма, августинианства и картезианства. Принимая принцип методич. сомнения и учение об интеллектуальной интуиции, Ф., подобно Мальбраншу, пытался поставить философию Декарта на службу христианству. В своем осн. богословском соч. "Трактат о существовании бога" ("Démonstration de l'existence de Dieu", P., 1713) Ф. доказывал бытие бога. Он опровергал материалистич. пантеизм Спинозы. Однако, разделяя учение Мальбранша о "видении в боге" и о том, что "все в боге", Ф. сам оказался весьма близок к пантеизму. К нему вело Ф. и свойственное квиетизму отнесение добра и зла к богу как первоисточнику всего.

В истории педагогики Ф. известен как сторонник расширения женского образования (трактат "О воспитании девиц", Р., 1687; рус. пер., СПБ, 1763; М., 1896) и идеи необходимости способствовать естеств. развитию разума ребенка, к-рая нашла горячего приверженца в лице Руссо.

Уже в 18 в. Ф. был хорошо известен в России, где передовые люди ценили прежде всего его педагогич. и политич. идеи. Клерикальные круги проявляли интерес к Ф.-богослову, пропагандируя его соч. вплоть до 40-х гг. 19 в., когда рус. церковь осудила идеологию квиетизма.

Соч.: Correspondance, t. 1–11, P., 1827–29; Oeuvres complètes, t. 1–10, P., 1848–52; Oeuvres philosophiques, P., 1871; в рус. пер. – Истинная политика знатных и благородных особ, СПБ, 1737; Тилемахида..., пер. В. Тредиаковского, т. 1–2, СПБ, 1766; Письма Φ ч. 1–2, М., 1805; Письмо Ф. к Людвигу XIV, М., 1808; Бытие бога, доказанное познанием природы и человека, М., 1809; Повести и басни Ф. .... т. 1–2, СПБ, 1815; Избр. духовные творения Ф., архиепископа Камбрейского, ч. 1–4, М., 1820–21; Телемак, ч. 1–2, СПБ, 1839.

Лит.: История франц. лит-ры, т. 1, М.–Л., 1946, с. 575–578; Nаvatеl L., Fénelon, Р., 1914; Delplanque Α., La pensée de Fénelon, P., 1930; Carcassonne E., Etat présent des travaux sur Fénelon, P., 1939; Goré J.-L., L'itinéraire de Fénelon: humanisme et spiritualité, P., 1957; Spaemann R., Reflexion und Spontaneität. Studien über Fénelon, Stuttg., 1963.

В. Кузнецов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины