Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - феодор метохит

Феодор метохит

феодор метохит
ФЕОДОР МЕТОХИТ

ФЕОДОР МЕТОХИТ (Θεόδωρος Μετοχίτης) (1270, Константинополь — 13 марта 1332, там же) — византийский гуманист, государственный деятель и ученый Сын сторонника греколатинской церковной унии, в 1283 последовал за отцом в ссылку в Малую Азию Благодаря своим необычайным способностям попал в 1290 в придворный круг императора Андроника II Палеолога, став его ученым советником и снискав высшие правительственные должности, вт ч в 1321 — великого логофета, т е. главы “правительства” С 1305 — месадзон, т. е ближайший к императору вельможа (заступил на место своего соперника Никифора Хумна) После поражения Андроника II в гражданской войне был в 1328 в тюрьме, подвергся разорению, а его дворец — разрушению После ссылки вернулся в 1330 в столицу, где провел остаток дней как монах Теолепт в монастыре Хоры.

По описанию Никифора Григоры, днем Феодор занимался государственными делами во дворце, а ночью углублялся в книги и научные рассуждения Среди его разнообразных сочинений — комментарии к Аристотелю, введение в астрономию, “Введение в математику Птолемея”, этический трактат о воспитании, философская полемика с Никифором Хумном, речи, поэмы в гекзаметрах (в т. ч. “О математическом виде философии”), агиографические энкомия и др Его письма не сохранились, многое еще не опубликовано Его т н “Гномические заметки” (“Смесь”) представляют собой 120 небольших сочинений, записок, статей, выявляющих энциклопедический характер его знаний, в них обсуждаются такие сюжеты, как об иронии у философов, особенно у Платона и Сократа (очерк 8), о неясности аристотелевских сочинений (3), о человеческом свойстве хвалить добрые старые времена (41), о радостях наблюдения за небом (43), о красоте моря (44), что лучше для человека — родиться или нет (58), о надежде (63), о дальнейшем распространении корыстолюбия (86), о демократии, аристократии, монархии (96—98), о практической пользе математики и особенно геометрии в рамках механики (70), об истории Римской империи с самых начал (106,108), об Эламинонде и Пелопиде (114), об отдельных авторах, как Ксенофонт (20), Плутарх (71), Дион из Прусы (19), Филон (16), Иосиф Флавий (15), Синесий (18) идр

Особое место у Феодора занимает тема судьбы (персонифицированной в образе античной богини Тихи), диктующая представление о всеобщей изменчивости, ненадежности, шаткости как жизни индивида, так и целых народов и государств Сознавая закат Византийской империи, Феодор видел в ней лишь одно из звеньев в цепи мировой истории

Соч.: Theodon Metochitae Miscellanea philosophia et histonca giaeca, rec Ch G Muller, Th Kieling Lipsiae, 1821, Θεόδωρος Μετοχίτης Ήΰικος TJ περί παιδείας, ed Ι Polemis Athènes, 1995

Лит.: Медведев И П. Византийский гуманизм XIV—XV вв СПб 1997, Hunger H Theodoros Metochrtes als Vorlaufer des Humanismus in Byzanz — Byzantinische Grundlagenforschung L , 1973, De Vues van der Vfclden E , Theodore Metochite Une reevalution Amst, 1987, Sevcenko l. Etudes sur la polémique entre Theodore Metochite et Nicephore Choumnos. Brux., 1962; BeckH.-G. Theodoros Metochites. Die Krise des byzantinischen 'Vollbildes im 14. Jahrhunderts. Munch., 1952.

M. В. Бибиков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины