Философская энциклопедия - “философия имени” (лосев)
“философия имени” (лосев)
“ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” (́Лосев)
“ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” — одна из ранних работ А. Ф. Лосева, входящая в т. н. “восьмикнижие”. Впервые издана в 1927 (M., издание автора). Переиздание в кн.: Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М-, 1993. Структура работы (“Вступительное замечание”; гл. 1. “До-предметная структура имени”; гл. 2. “Предметная структура имени”; гл. 3. “Предметная и допредметная структура имени”; гл. 4. “Имя и знание”) непосредственным образом связана со специфическим истолкованием онтологии языка, которой посвящена книга. “Философия имени” основана на изначальном допущении принципиальной возможности подобия Бога и мира. Феноменологическая редукция особого рода, примененная к слову, позволяет трактовать Космос как своего рода “лестницу именитства”. Последовательно отвлекаясь от фонетических, морфологических, этимологических, синтагматических, пойематических и пр. “слоев” слова — от того, что составляло предмет традиционной лингвистики, философ фиксирует свое внимание на единственно, с его точки зрения, значимом аспекте слова — ноэматическом, области чистого значения. Именно на этом уровне становится очевидной предметная сущность слова. Ноэма есть “свет смысла, освещающий, т. е. осмысливающий, звуки и от значения звуков как таковых совершенно отличный” (с. 644). Ноэма фиксируется как “вне-субъективная и вне-индивидуальная стихия понимания” (там же, с. 645), возникающая при взаимоопределении предметной сущности и инобытия. По мысли Лосева, сущее и инобытие взаимоопределяют друг друга в образе, который возникает в результате меонального “окружения” смысла, оформления его, следовательно, сущность (так же, как и меон) может существовать не только “в себе”, но и “в модусе определенного осмысления, в модусе явленной, выраженной сущности” (с. 654). Эту последнюю Лосев называет энергемой. Через понятие энергемы становится возможным конструирование зафиксированного в имени, иерархически организованного мироздания. Момент взаимодействия сущего с меоном и осмысления его понимается как энергия его предметной сущности, в которой и задан смысл всей иерархии. Основная онтологическая модель, выдвигаемая Лосевым, — это Троица, выраженная в факте — Софии и явленная в Символе — Имени. Манифестации имени, взятые в двуединстве с некоей умной материей, образуют Первозданную сущность как совокупность умных сил, как метаоснову наличного бытия.
А. И. Резниченко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2308 | |
2 | 2263 | |
3 | 1394 | |
4 | 1352 | |
5 | 759 | |
6 | 732 | |
7 | 687 | |
8 | 664 | |
9 | 642 | |
10 | 617 | |
11 | 615 | |
12 | 561 | |
13 | 556 | |
14 | 544 | |
15 | 540 | |
16 | 533 | |
17 | 526 | |
18 | 523 | |
19 | 515 | |
20 | 515 |