Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - форма и материя

Форма и материя

форма и материя
ФОРМА И МАТЕРИЯ

ФОРМА И МАТЕРИЯ

[греч. (, ) ?? , лат. пер. forma et material, в философии Аристотеля две из четырёх «причин», или «принципов» («начал» —см. Архе), бытия. Противопоставление Ф. и м. терминологически создано Аристотелем, но концептуально было подготовлено Платоном (ср. «кормилицу» и «первообраз» «Тимея», «предел и беспредельное» «Филеба», «одно и неопределённую двоицу» «Неписанных учений» — см. Диада) и ещё раньше пифагорейцами (Филолай). Греч, термин эйдос, обычно переводимый в аристотелевских текстах как «форма», у Платона обозначает (наряду с) трансцендентные «идеи»; термин (собственно «древесина») — техноморфная метафора (лат. слово materia, посредством которого Лукреций калькировал греч. , также означало «строевой лес»). Др. синонимы формы-эйдоса (помимо, ) у Аристотеля: логос, — «сущность, субстанция», и труднопереводимый термин ?? ?? ?? — «что-значит-быть-тем-то-и-тем-то» или «то-что-делает-вещь-тем-что-она-есть» (схоластич. quiditas — «чтойность»), изредка также («природа», «самобытность»; однако тот же термин может означать и «материальную субстанцию»). Теория Ф. и м. впервые была разработана Аристотелем в 1й кн. «Физики» в связи с анализом «становления» в виде учения о «трёх принципах»: материальный субстрат (, ), форма (, позитивная противоположность), лишённость формы (-, негативная противоположность).

Становление протекает не от абс. небытия к бытию, но от акциден-тального не-бытия-чем («Сократ необразован») к положит. обладанию эйдосом («Сократ образован»), причем субстрат изменения («Сократ») не возникает и не уничтожается. Учение Аристотеля о Ф. и. м., так же как и учение о «принципах» вообще, имело эвристич.

характер: расчленить и высветить в размытом хаосе «слитых» впечатлений объективную («по природе») структуру вещи, делающую её познаваемой. Ф. и м.— имманентные структурные элементы вещи, которые «неотделимы» от неё и не обладают самостоят. реальностью в качестве данного нечто (??); таковой обладает только результат их синтеза — «целостность» (?? — термин Аристотеля для «конкретного»). При этом Ф. и м. соотносительны акту и потенции: материя есть потенция формы, а форма — актуализация (см. Энергия, Энтелехия) материи. Нераздельность Ф. им. (принцип, называемый гилеморфизмом) нарушается только дважды, и оба раза в пользу «формы»: в космологии — признанием трансцендентного ума-нуса — перводвигателя, в антропологии — признанием «отделимости» и бессмертия высшей духовной способности — «активного ума» («О душе» III 5).

Ф. и м. у Аристотеля могут выступать как функциональные понятия: нечто может быть «формой» материи х, но «материей» формы у. Так, в теории элементов «каждое вышележащее тело

относится к находящемуся под ним как форма к материи» (О небе 310b 14), и, напр., вода выступает как «форма» по отношению к земле, но как «материя» по отношению к воздуху.

Аристотель различает градации материи: последовательно повторяя гилеморфич. анализ, можно дойти до чистой, или первой, материи (, materia prima — «Метафизика» 1049 а 25), о которой невозможно сказать, «из чего» она состоит, и которая противополагается наиболее близкой к энтелехиальному состоянию «последней материи» .

Напр., «дом» предполагает след. ступени материи: кирпичи («последняя материя»), глина, земля, первая материя (материя четырёх элементов). Однако словоупотребление Аристотеля непоследовательно, и «первой материей» он иногда называет также ближайшую материю («Метафизика» 1044а 23; 1014h 32; «Физика» 193а 29).

Кine H. R., Aristotle without Prima Materia, «Journal of the History of Ideas», 1956, v.

17, JVt 3, p. 370—80; Solmsen F., Aristotle and prime matter: a reply to Hugh R. King, там же, 1958, v. 19, № 2, p. 243—52; T u genhat E., ?? iivog. Eine Untersuchung zu Struktur und Ursprung Aristotelischer Grundbegriffe, Freiburg — Munch., 1958; Happ H., Hyle. Studien zum aristotelischen Materie-Begriff, B,— N. Y., 1971.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ФОРМА И МАТЕРИЯ [греч. eîSoç (Î8ea, μορφή) καὶ νλη, лат. пер. forma et materia], в философии Аристотеля две из четырех «причин», или «принципов» («начал» см. Архе), бытия. Противопоставление формы и материи терминологически создано Аристотелем, но концептуально было подготовлено Платоном (ср. «кормилицу» и «первообраз» «Тимея», «предел и беспредельное» «Филеба», «одно и неопределенную двоицу» «Неписаных учений») и еще раньше пифагорейцами (Филолай). Греческий термин эйдос, обычно переводимый в аристотелевских текстах как «форма», у Платона обозначает (наряду с ISea) трансцендентные «идеи»; термин νλη (собственно «древесина») техноморфная метафора (лат. слово materia, посредством которого Лукреций калькировал греч. ΰλη, также означало «строевой лес»). Другие синонимы формы-эйдоса (помимо 18еа, μορφή) у Аристотеля: логос, οὐσία «сущность, субстанция» и труднопереводимый термин το τι rjv elvat «что-значит-быть-тем-то-и-тем-то» или «то-что-делает-вещь-тем-что-она-есть» (схоластич. quidditas «чтойность»), изредка также φύσις («природа», «самобытность»); однако тот же термин может означать и «материальную субстанцию»). Теория формы и материи впервые была...
Античная философия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины