Философская энциклопедия - галеви
Галеви
ГАЛЕВИ Иегуда (ок. 1080, Толедо—ок. 1140, Палестина?) — еврейский поэт и философ, раввинический богослов, врач. Главное сочинение—написанные по-арабски, вскоре переведенные на иврит диалоги “Хазар: Книга доводов в защиту презираемой религии”—воображаемые беседы хазарского хана Булана II, обратившегося в 740 в иудаизм, с философом, христианином, мусульманином и раввином. Обогащая иудаизм аристотелизмом и неоплатонизмом, Галеви утверждал превосходство Торы и предания над самомыслием. Между повелевающим Богом Авраама и безразличным богом философов пролегла бездна; одиноким искателям “трудно вообразить начало мира” вне традиции Откровения, непрерывной в избранном народе от дней Адама. Творец непознаваем и неантропоморфен, его оперативные (от его действий), релятивные (от его отношения к человеку), негативные (апофатические) определения не достигают сути. Его поступки непредсказуемы, “он волит то, что волит, тогда, когда волит”. Вселенная—продукт этой воли и ее агентов, вторичных природных причин. Душа (по Аристотелю и Авиценне) есть “первое совершенство природного инструментального тела, имеющего жизнь в потенции”, “субстанция, сущая в самой себе и несущая атрибуты ангельских и божественных сущностей”. Откровения всегда исторически конкретно даны избранному народу. Заслоненный позднее Маймонидом, Галеви оставался почитаемым автором. Гердер назвал “Хазар” образцом для своих диалогов “О духе еврейской поэзии”. Соч.: Kitab al khazari,• trad. H. Hirschfeld. L.-N. Y., 1905. Лит.: Druck D. Yehuda Halevy: His life and works. N. Y., 1941; Bertola E. II pensiero ebraicol. Padova, 1972.
В. В. Бибихин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2302 | |
2 | 2256 | |
3 | 1389 | |
4 | 1346 | |
5 | 748 | |
6 | 728 | |
7 | 682 | |
8 | 661 | |
9 | 628 | |
10 | 610 | |
11 | 608 | |
12 | 557 | |
13 | 549 | |
14 | 538 | |
15 | 533 | |
16 | 526 | |
17 | 517 | |
18 | 514 | |
19 | 511 | |
20 | 510 |