Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - го сян

Го сян

го сян
ГО СЯН

ГО СЯН (Го Цзысюань) (252—312)—китайский философ, один из создателей “учения о сокровенном” (стань сюэ), первый комментатор “Чжуан-цзы”, придавший этому тексту его современный вид. Уроженец провинции Хэнань, Го Сян был известен среди современников, увлекавшихся философствованием в стиле т. н. “чистых бесед” (цин тань), как выдающийся полемист. К государственной службе поначалу не стремился, .предпочитая ей домашнее затворничество и литературные занятия, однако впоследствии принимал высокие посты и подвергался из-за этого критике со стороны других участников “чистых бесед”. В различных источниках сохраняются упоминания о ряде произведений Го Сяна, но почти все они утрачены, поэтому основным источником сведений о его взглядах продолжает оставаться “Чжуан-цзы чжу” (““Чжуан-цзы” с комментарием”). Считается, что именно интерпретация Го Сяна придает тексту “Чжуан-цзы” глубину, позволяющую увидеть в памятнике своего рода манифест философии даосизма. Дао предстает в виде потока жизни, от которого человек оказался отчужденным из-за присущего ему сознания, так что возвращение к подлинному существованию возможно для него только через вторичное “уравнивание со всеми вещами”. В ходе трансформации сознания— последовательного “забывания” ложных идей, воспринятых вместе с культурой-вэнь (преимущественно письменной, т. е. конфуцианской),—он приобретает специфические свойства т. н. “настоящего человека” (чжэнь жэнь), для которого утрачивают актуальность все различия, в т. ч. между жизнью и смертью, поскольку такой индивид становится “бессмертным небожителем” (сянь)-в философски-метафорическом либо в духовно-практическом смысле. Го Сян придал идеям сюаньсюэ систематический характер, разработав и развив концепцию “изначальной природы” (cm), “судьбы” (мин) и “удела” (фэнь) каждой вещи или существа в общекосмическом процессе. Согласно этой концепции, всякая вещь (или существо) имеет предрасположенность, которая содержится в ее врожденном характере (совокупности качеств) и реализуется тем успешнее, чем в большей степени поведение индивида совпадает с его предусмотренным природой “устройством и предназначением”. Успешное следование своему “принципу” образует благоприятную судьбу вещи, разного рода отклонения ведут к несчастьям. В конечном счете эти несчастья обусловлены неспособностью вещи “видеть” и реализовывать свою “судьбу” в рамках “удела”, отведенного для данного класса вещей дао как всеобщим закономпринципом. Го Сян особо подчеркивает пагубность для индивида конфликта между “изначальной природой” и “судьбой”. Искусство их гармонизации ведет к обретению мистического опыта счастливых “странствий в беспредельном” (сяо яо), т. е. безмятежности, следующей за освобождением от всякой пространственно-временной ограниченности, что и должно полагаться конечной целью человеческого опыта.

Г. А. Ткаченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины