Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - грабовский

Грабовский

грабовский
ГРАБОВСКИЙ

ГРАБО́ВСКИЙ

Павел Арсеньевич [30 авг. (11 сент.) 1864 – 29 ноября (12 дек.) 1902] – укр. революц. демократ, поэт. Род. в семье пономаря. В 1879 поступил в Харьковскую духовную семинарию, из к-рой в 1882 был исключен "ввиду вредного его направления" (Архив Харьковского губернатора, дело No 136/211). Как один из руководителей Харьковской организации "Черного передела" (см. Народничество) неск. раз подвергался арестам. С 1893 находился в ссылке (Вилюйск, Якутск, Тобольск), где и умер. Мировоззрение Г. формировалось под влиянием рев.-демократич. укр. и рус. лит-ры (произведений Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Шевченко) и впоследствии – идей марксизма, изучение к-рого дало Г. возможность вплотную подойти к правильной оценке обществ. жизни России в 90-х гг. 19 в. Рисуя картины тяжелого подневольного труда при капитализме (стих. "Работнику", "Швея" и др.), Г. считал, что только путем революц. борьбы можно добиться коренного улучшения жизни народа (стих. "К друзьям", "Вперед" и др.). В 90-х гг. Г. критиковал реформизм либер. народничества, заявляя, что "марксисты разбили иллюзии народников" (Письмо к П. Якубовичу, см. журн. "Русское богатство", 1912, No 5, с. 64), и приветствовал влияние на деревню "просветительной работы и общественного сознания, которые идут из города" (см. журн. "Радянське литературознавство", 1940, No 5–6, с. 276). Г. разоблачал классовую сущность укр. бурж. национализма, указывая на антинар. характер теорий "бесклассовости", "безбуржуазности" укр. нации (см. Избранное, 1952, с. 367–68).

В философии Г. критиковал идеализм Шеллинга и Гегеля. Идеи франц. материалистов и англ. эмпириков являются, по Г., "началом философии более жизненной и более свободолюбивой", чем "туманные абстракции" нем. идеалистов ("Данило Михайлович Кавунник-Велланський", "Записки наукового товариства iм. Шевченка", Львiв, 1897, т. 15, кн. 11, с. 5); вместе с тем Г. не понял прогрессивного характера гегелевской диалектики. Отвергая учение о бессмертии души и загробном мире, Г. оценивал религию как средство духовного порабощения народа ("Кое-что об общественном сознании", журн. "Народ", Львiв, 1894, No 23–24, с. 368). В представлении Г., "жизнь – непримиримая борьба"; она находится в постоянном, не прекращающемся развитии. Ум человека, как и жизнь, движется вперед, ищет новых пространств (см. журн. "Правда", Львiв, 1894. т. 21, вып. 64, с. 406). Поступат. развитие общества связано с борьбой классов (см. П. А. Грабовский, Вибранi твори, 1949, с. 99). Наиболее ярко материализм Г. выражен в его эстетич. взглядах, где Г. отстаивал реализм и выступал против теории "искусства для искусства", к-рую называл "барской".

Соч.: Вибранi твори, Κиïв, 1949; Зiбрання твopiв. т. 1–3, Киïв, 1959–1960; в рус. пер. – Избранное, М., 1952.

Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 617–25; Беспальчий В., П. А. Грабовский – выдающийся украинский поэт-революционер, в кн.: Украинские революционные демократы. Общественно-политические и философские взгляды, сб. статей, М., 1954; Кисельов О. I., Павло Грабовський. Збирка статтей i материiалiв, Киïв, 1948; его же, Павло Грабовський. Життя i творчiсть, Киïв, 1951; Бухалов Ю. Ф., Суспiльно-полiтичнi погляди П. А. Грабовського, Киïв, 1957 (имеется библиогр. работ Г.); Пашкова А. О., Фiлософськi погляди П. А. Грабовського, "Науковi записки. Киïвський державний унiверситет iм. Т. Г. Шевченка", 1954, т. 13, вип. 11. Збipник филос. фак-ту, No 1; ее же, Естетичнi погляди П. А. Грабовського, там же, 1957, т. 16, вип. 4. Збiрник филос. фак-ту, No 3.

А. Лысенко. Киев.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины