Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - каэтан

Каэтан

каэтан
КАЭТАН

КАЭТАН, Гаэтан (Caietanus) Томмазо де Вио (20 февраля 1468, Гаэта —10 августа 1534, Рим) — итальянский философ и богослов, лидер томистской школы конца 15—1-й трети 16 в., представитель второй схоластики. Учился в Неаполе, Болонье и Падуе. В 1494 занял кафедру томистской метафизики в Падуанском университете, затем преподавал в Павии и Риме. С 1517 — кардинал, с 1519 — епископ Гаэты. В 1518 как папский легат в Германии обсуждал с Лютером его тезисы. Дискуссия, в которой был затронут ряд доктринальных проблем, имеющих отношение к обоснованию практики индульгенций, в частности, соотношение веры и благодати, подаваемой в таинствах крещения и причастия, вопрос о смысле “сокровищницы” заслуг, приобретенных Христом, не привела к согласию и закончилась осуждением Лютера.

Каэтан первым начал использовать “Сумму теологии” Фомы Аквинского в качестве основного учебника богословия. Его обширный комментарий к “Сумме” оказал большое влияние на формирование католической теологии. Комментируя аристотелевские сочинения, показывал, что Аристотель никогда не был “хорошим томистом”. Вопрос же о том, насколько образцовым томистом был сам Томмазо де Вио в осмыслении ключевых онтологических категорий (сущее, сущность, бытие), остается дискуссионным. Он отстаивал (особенно в полемике со скотистами) традиционное томистское положение о реальном различии в творениях сущности и актуального бытия, но в трактовке сущности, идя “назад к Аристотелю”, отошел от Фомы Аквинского в сторону эссенциализма. Рассматривая реальное бытие прежде всего как актуальность, а не как совершенство, считал “бытие актуального существования” (esse actualis existentiae) пределом овеществления и объективации “бытия сущности” (esse essentiae). В целом онтология Томмазо де Вио является гораздо менее континуалистской, чем онтологическое учение Аквината; для нее характерен контраст между метафизикой чистой сущности и метафизикой существования. Оказал влияние на Педру да Фонсека и некоторых других представителей второй схоластики.

Соч.: Commentaria in Summam theologiae S. Thomae Aquinatis.— Thomas Aquinas, Opera omnia, t. 4—11. Romae; 1888—1903; In De ente et essentia D. Thomae Aquinatis commentaria, cura et studio M.-H. Laurent. Taurini, 1934; Scripta philosophica: De nominum analogia. De conceptu entis, ed. curavit P. N. Zammit. Romae, 1934; Scripta philosophica; Commentaria in Praedicamenta Aristotelis, ed. curavit M.-H. Laurent. Romae, 1939; в рус. пер.: О понятии сущего, вступ. статья, пер. с лат. и прим. М. А. Гарнцева.— “Историко-философский ежегодник '91ο. Μ., 1991, с. 174-182.

Лит.: HegyiJ. Die Bedeutung des Seins bei den klassischen Kommentatoren des heiligen Thomas von Aquin: Capreolus — Silvester von Ferrara— Cajetan, Putlach bei Münch., 1959; ReillyJ. P. Cajetan's Notion f Existence. The Hague — P., 1971; Riva E. Analogia inivocità in TommasodeVio.Mil., 1995.

M, А. Гарнцев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины