Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - лагард

Лагард

лагард
ЛАГАРД

ЛАГА́РД

(Lagarde), Пауль Антон де (2 ноября 1827 – 22 дек. 1891) – нем. бурж. философ, теолог, филолог-арабист. Проф. восточных языков в Гёттингенском ун-те. В своей "Программе консервативной партии Пруссии" Л. утверждает, что защита и сохранение status quo являются недостаточными средствами для борьбы с революц. обществ. силами; необходим поворот вспять, восстановление status quo ante. Идеализируя средневековье, Л. отрицает крупную промышленность, фабричную систему; он противопоставляет им труд ремесленника, феод. корпорации, цеха и т.д. Л. восхваляет монархию и вместе с тем отстаивает теократический политич. идеал, ибо светская гос. власть не в состоянии управлять человеч. чувствами и мыслями. Это может делать лишь церковь, к-рая поэтому должна рассматриваться как высшая руководящая сила в обществе.

Теократич. концепция Л. неразрывно связана с его идеалистич.-теологич. мировоззрением, к-рое носит ярковыраженный иррационалистич. характер. По Л., все в природе и обществе иррационально, выходит за пределы человеч. возможностей понимания и действия. В отличие от Шопенгауэра и Ницше, Л. – религ. иррационалист, противопоставляющий иррациональности природы и особенно иррациональности человеч. жизни высший, сверхприродный божеств. разум.

Иррациональность человеч. жизни связывается Л. со смертностью человека и первородным грехом; но существует и вечное, нетленное – путь к богу, составляющий генеральную линию в блужданиях человечества на всем протяжении всемирной истории. В отличие от ортодоксально католич. философов, к-рые пытаются обосновать "гармонию" веры и знания, Л. противопоставляет религию наукам о природе, якобы неспособным постигнуть истинную, божеств. сущность действительности. В изучении человека Л. отвергает объективные научные методы исследования, подменяя их идеалистич., теологич. спекуляциями. Осн. понятие учения Л. о человеке – понятие "этоса", некоей врожденной, богом вложенной духовной сущности человека. В своих спекуляциях об этосе Л. использует христианский миф о грехопадении Адама и Евы, связывая с ним проблему заблуждения в познании, т.е. пытаясь отыскать некий фатальный, предопределенный источник всех человеч. заблуждений. Л. подчеркивал, что его интересует не истина, а содействие "возрождению" нем. нации, якобы развращенной и ослабленной развитием культуры. Воинствующий реакционер, националист, Л. утверждал, что Германия образует "сердце человечества". Л. осуждал Реформацию, видя в ней ослабление религиозности, попытки компромисса с просвещением, культурой. Он выступал также против гуманизма, считая его одним из проявлений испорченности человека, вызванной якобы развитием культуры, цивилизации. Крайне реакц. воззрения Л., не привлекавшие внимания во 2-й пол. 19 в., в эпоху империализма и особенно в период гитлеровской диктатуры стали широко пропагандироваться идеологами герм. фашизма и пангерманизма, к-рые рассматривали Л. (наряду с Ницше ) как одного из наиболее выдающихся своих предшественников.

Соч.: Schriften für das deutsche Volk, Bd 1–2, Münch., 1924.

Лит.: Быховский Б., Фельдфебели в вольтерах (Фашизм и философия), [М. ], 1943; Breitling R., Р. de L. und der grossdeutsche Gedanke, W., 1927; Krog F., L. und der deutsche Staat, Münch., 1930; Schmid L., Paul de Lagardes Kritik an Kirche, Theologie und Christentum, Stuttg., 1935.

Т. Ойзерман. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины