Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - леонтий византийский

Леонтий византийский

леонтий византийский
ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ

ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ (Λεόντιος) (6 в.) византийский монах и богослов. О его жизни почти ничего не известно. Родился в Иерусалиме, по его собственным словам в молодости был несторианином, затем возвратился в православие. Автор трех сочинений, посвященных христологической полемике: “Против несториан и евтихиан”, “30 глав против СевираАнтиохийского”, “Против обманов аполлинаристов”. Опираясь на вероопределение Халкидонского собора 451, что Христос существует в двух природах (φύσις) и одной ипостаси (υπόστασις), Леонтий стремится дать точное определение этих понятий, опираясь на аристотелевские логические категории. Природу он отождествляет с сущностью (ουσία). Природа означает общность происхождения, т. е. нечто обобщающее. Но реально существуют только отдельные вещи, которые Леонтий вслед за каппадокийцами определяет понятием “ипостась”. Природа реально существует только в ипостаси. Однако существование какой-либо природы в данной ипостаси не значит, что это ипостась данной природы. Природа может осуществиться не только в присущей ей ипостаси, но и в ипостаси иной природы, поэтому существуют одноприродные и составные ипостаси. Примером после

дней является человек, представляющий собой одну ипостась, но состоящий из двух природ — души и тела. Т. о., в составной ипостаси одна природа существует в ипостаси другой. Чтобы описать способ такого соединения, Леонтий вводит термин “воипостасность” (ένυπόστατον). Ипостась есть что-то или кто-то, воипостасность же указывает на то, что существует в другом, и означает соединение природ в одной ипостаси без слияния и без утраты свойств природ; Леонтий именует это ипостасным единством. Воплощение Бога Слова, будучи тайной, является нам в лице Христа, в котором соединились совершенный Бог, “один из Святой Троицы”, и совершенный человек, “один из нас”. Единая ипостась Богочеловека, обозначаемая именем Христа, есть ипостась Бога Слова, восприемлющая человеческую природу, и притом индивидуализированную человеческую природу — Христос как человек отличается своими индивидуальными признаками от других людей. Он “один из нас”. Леонтий говорит о воплощении как втором рождении Слова, а не человеческой природы Христа от Девы Марии, поскольку Его человеческая природа существует только в Слове. Т. о., понятие ипостаси выражает единство личности Христа, а понятие воипостасности определяет полноту реальности в Нем человеческой природы. Работа Леонтия оказала влияние на последующее развитие христианского богословия в течение всего Средневековья. Соч.: MPG, t. 86.

Лит.: Соколов В. Леонтий Византийский, его жизнь и литературные труды. Сергиев Посад, 1916; Evans D. В. Leontius of Byzantium: an rigenist Christology. Wash., 1970; Otto S. Person und Subsisienz: die philosophische Anthropologie des Leontios von Byzanz. Ein Beitrag zur spätantiken Geistesgeschichte, Münch., 1968; Loofs F. Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche. Lpz., 1887.

А. В. Иванченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины