Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - лонгин

Лонгин

лонгин
ЛОНГИН

ЛОНГИН

предполагаемый автор трактата "О возвышенном" (рус. пер. "О высоком", 1803, 2 изд., 1826), памятника антич. эстетич. и лит.-критич. мысли эпохи ранней Римской империи. До нач. 19 в. автором этого трактата считали Кассия Лонгина (лат. Longinus), знаменитого ритора 3 в. В 1809 итал. филолог Дж. Амати, проанализировав рукописи, отверг традиц. взгляд и предположил, что автором является Дионисий Галикарнасский. Затем авторство без достаточных оснований приписывалось Плутарху, риторам Элию Теону, Гермагору и др. Вопрос об авторстве остается открытым. Большинство новейших исследователей (Г. Кайбель, У. Роберте, М. Бойд и др.) относит трактат к 40-м гг. 1 в. н.э. Трактат полемически заострен против одноименного сочинения ритора Цецилия из Калакты. Имеющиеся в нем высказывания об упадке красноречия и его причинах свидетельствуют о том, что идейно Л. принадлежал к кругу республиканской оппозиции, связанной с рим. стоицизмом.

Хотя трактат предназначался для изучающих ораторское иск-во, в нем ставится ряд важнейших вопросов эстетики и теории лит-ры. Впервые у псевдо-Л. термин "высокое", возвышенное интерпретируется и как эстетич. категория. Автор различает возвышенное в природе (его атрибуты – количественно огромное, грозное, страшное) и в человеч. обществе, иск-ве. Согласно псевдо-Л., возвышенное – это "...отголосок душевного величия..." (IX, 3). Критерием возвышенного Л. выдвигает общезначимость (см. тамже, VII, 4). Л. принадлежит учение о пяти источниках возвышенного, главный из к-рых – смелые мысли и сильная страсть. Три остальных источника (формальные средства) связаны с обучением, мастерством.

Трактат оказал значит. влияние на эстетику нового времени, особенно классицизма. Под его влиянием находились Буало, Мильтон, Поп, Винкельман, Драйден. Идеи псевдо-Л. нашли отражение во взглядах на возвышенное Бёрка, Канта, Чернышевского.

Соч.: Libellus de sublimate Dionysio Longino fere adscriptus..., Oxf., [1906 ]; De sublimate libellus, 4 ed., Lpz., [1911 ]; On the sublime, N. Y., 1930; On great writing, transl. by G. M. A. Grube, Ν. Υ., 1957.

Лит.: Vaucher L., Études critiques sur le Traité du sublime et sur les écrits de L., P.–Gen., 1854; Кaibel G., C. L. und die Schrift περί ὕψους, "Hermes", 1899, Bd 34, Η. 1; Müller Η. F., Die Schrift "Über das Erhabene", Hdlb., 1911; Mutsсhmann Η., Tendenz, Aufbau und Quellen der Schrift "Vom Erhabenen", В., 1913; Cantarella R., Osservazioni critiche intorno al περί ὕψους, "Rev. études grecques", 1925, t. 38, No 175–76; Cataudella Q., Intorno al περί ὕψους, там же, 1930, t. 43, No 200–201; Roberts W. R., Longinus on the sublime, "Philological Quarterly", 1928, v. 7 (July), No 3; Munno G., Un libro di critica litteraria nell'antica Grecia, Roma, 1935; Воyd M. J., L., the "Philological discourses" and the essay "On the sublime", "Classical Quarterly", 1957, Jan. – Apr. (New ser., v. 7, No 1–2), p. 39–46; Moore W. G., Boileau and L., "French Studies", 1960, Jan., v. 14, No 1, p. 52–62.

И. Нахов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ЛОНГИН (Cassius Longinus, Λογγῖνος) (210-273 н. э.), глава платоновской кафедры в Афинах (Академии) ок. 250-267. Потомок ритора Фронтона. Много путешествовал; вероятно, в Александрии учился у Аммония (Саккаса) и Оригена (соответственно учителя и соученика Плотина), а также изучал философию в Афинах. Учившийся у Л. Порфирий обязан ему своей разносторонней ученостью. В 267/68 отправился по приглашению царицы Зенобии (Зейнаб) в Пальмиру, где был придворным преподавателем философии; после поражения Зенобии, которую Л. поддерживал в ее стремлении к политической автономии, был казнен имп. Аврелианом. Автор комментариев к Гомеру, а также сочинения «Был ли Гомер философом». Сохранились фрагменты его учебника риторики. Занятия Л. Платоном также, по-видимому, сводились к толкованию его языка и стиля. Плотин сказал о нем: «Филолог, но никак не философ» (Porph. V. Plot. 14, 19-20); Порфирий называл его самым серьезным современным критиком (Ibid. 20, 1-2); Прокл сохранил ряд толкований Л. к введению «Тимея» (Procl. In Tim. I 14, 7-12; 322, 24 Diehl). Очевидно, от Л. Порфирий усвоил учение о том, что идеи (парадигмы) находятся вне ума. Получив от Амелия список сочинений Плотина, Л. не понял их;...
Античная философия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины