Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - “начала теологии”

“начала теологии”

“начала теологии”
“НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ”

“НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ”, “Первоосновы теологии” (Σιοιχείωσις θεολογική) — сочинение Прокла (5 в.), представляющее собой руководство по теоретической философии, единственный в своем роде свод основных понятий и методов неоплатонизма. Вероятно, одно из самых поздних сочинений Прокла (написано после “Платоновской теологии”), который нигде не ссылается на него, тогда как последующие платоники (Псевдо-Дионисий, Дамаский) явно знают текст “Начал теологии”. Состоит из 211 параграфов, первые 112 из них посвящены категориям неоплатонической философии, выступающим в виде оппозиции (единое— многое, производящее—производимое, выступление— возвращение, самодовлеющее—несамодовлеющее, самодвижное—движимое иным, вечность—время, целое—часть, предел—беспредельное). Категории эти рассматриваются на фоне иерархии бытия (умдуша—тело), истекающего из сверхбытийного начала — Единого (параграф 20: “Выше всех тел — сущность души, выше всех душ — мыслительная природа, выше всех мыслительных субстанций — единое”). Остальные 99 параграфов характеризуют функционирование этих оппозиций при конструировании сферы сверхбытийных генад-богов, сферы ума (нуса) и души. “Начала теологии” не касаются проблем физики и этики. Повлияли на сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, а через них — на всю средневековую философию (разумеется, и Псевдо-Дионисий, и другие христианские авторы не принимали прокловской концепции генаа-богов). Кроме того, в Средние века была чрезвычайно популярна “Книга о причинах” — латинская компиляция, составленная на основе арабского переложения “Начал”. В 12 в. были переведены с греческого языка на латинский Вильемом Мербеке; переводом этим пользовался Фома Аквинский, хорошо знакомый и с “Книгой о причинах”. Большое количество рукописей “Начал теологии” относится к 15—16 вв.; в знаменитых тезисах Пико делла Мирандолы 55 тезисов — заимствования из них. В 1587 Патрици делает новый латинский перевод. 1-е издание греческого текста “Начал теологии” Эмиля Портуса — в 1618; греческое издание Ф. Крейцера в 1822 и 1855. Лучшее издание с комментарием и английским переводом Э. Р. Доддса (1933,1963).

Изд. текста и переводы: Proclus. The Elements of Theology, a rev. text with transi., introd. and comm. by Е. R. Dodds. Oxf., 1963; Elements de Theologie, trad., intr. et notes par J. Trouillard. P., 1965; Elementati (heologica, tr. Guillemo de Morbecca, hrsg. v. H. Boese. Leuven, 1987; Elements of theology, transi, by Th. Taylor. L, 1999; Первоосновы теологии, пер. и KOMM. А. Ф. Лосева. Тбилиси, 1972 (переизд. М., 1993), Лит.: Lowry ]. M. Р. The logical principles of Proclus' Στοιχείωσις θεολογική as systematic ground of the cosmos. Amst., 1980; Hcttaway R. The anatomy of the neoplatonists metaphysical Proof— The structure of Being. A neoplatonic approach, ed. R. Baine Harris. Norfolk, 1982, р. 122—136; Boese H. Wilhelm von Moerbecke als Übersetzer der Stoicheiosis theologike des Proklos. Hdib., 1985. См. также лит. к ст. Прокл.

Ю. А. Шичалин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  «НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ» (Στοιχείωσις θεολογική), «Первоосновы теологии», сочинение Прокла (5 в. н. э.), представляющее собой руководство по теоретической философии, единственный в своем роде свод основных понятий и методов неоплатонизма. «Н. Т.», вероятно, одно из самых поздних сочинений Прокла, написанное после «Платоновской теологии». Этим объясняется тот факт, что Прокл нигде не ссылается на него, тогда как последующие платоники (Псевдо-Дионисий, Дамаский) явно знают текст «Н. Т.». Состоит из 211 параграфов, первые 112 из них (Inst. th. 1—112) посвящены категориям неоплатонической философии, выступающим в виде оппозиции (единое многое, производящее производимое, выступление возвращение, самодовлеющее несамодовлеющее, самодвижное движимое иным, вечность время, целое часть, предел беспредельное). Категории эти рассматриваются на фоне иерархии бытия (ум душа тело), истекающего из сверхбытийного начала единого (Inst. th. 20: «Выше всех тел сущность души, выше всех душ мыслительная природа, выше всех мыслительных субстанций единое»). Остальные 99 параграфов характеризуют функционирование этих оппозиций при конструировании сферы...
Античная философия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины