Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - накаэ тодзю

Накаэ тодзю

накаэ тодзю
НАКАЭ ТОДЗЮ

НАКА́Э ТО́ДЗЮ

(К о р э н а к а) (1608–48) – япон. философ. Основал япон. "Школу Ван Ян-мина" (см. Ван Ян-мин). Н. Т. проповедовал, что субстанцией мира является "божественная великая пустота"; идеальное (ри) и материальное (ки) начала представляют собой ее свойства и в основе между ними нет различия, как нет различия между бытием и небытием вообще. Вещи существуют лишь постольку, поскольку человек их воспринимает. Познание, согласно Н. Т., есть результат "рети" – "естественного (врожденного) знания" или интуитивного постижения, и его поле тем шире, чем совершеннее душа человека.

"Рети" заложено во всех людях, т.к. они по своей природе в конечном счете представляют частицы одной и той же мировой субстанции. Среди соч. Н. Т. наиболее популярны – "Вопросы и ответы старца" ("Оокина мондо"), "Истолкование памятника „Великое учение“" ("Дайгаку кай"), "Истолкование памятника "Беседы и рассуждения" Конфуция и его учеников" ("Тюё кай") и др.

Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.–Л., 1947, с. 328–331; Нагата Хироси, Нихон тэцугаку си (История япон. философии), Токио, 1937, с. 53–58; Иноуэ Тэцудзиро, Нихон ёмэйгакуха-но тэцугаку (Философия японской школы Ван Ян-мина), Токио, 1938; Сайгуса Хирото, Тэцугакухэн-но кайсэцу (Редакц. пояснения и введение к "Толкованию памятника "Следование средине""), в кн.: Нихон тэцугаку сисо дзенсё (Полн. собр. соч. по япон. филос. мысли), т. 15, Токио, 1957, с. 49–50.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины