Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - “никомахова этика”

“никомахова этика”

“никомахова этика”
“НИКОМАХОВА ЭТИКА”

“НИКОМАХОВА ЭТИКА” (Ηθικά Νικομάχεια) — одно из трех (наряду с “Евдемовой этикой” и “Большой этикой”) этических сочинений Аристотеля. От него до яас дошло три произведения по этике— единственный в свогм роде случай, который до настояшего времени остается для исследователей загадкой. Возможно, они являются тремя прочитанными в разное время курсами лекций. Особой, также не имеющей объяснения проблемой является полное совпадение V—VII книг “Никомаховой этики” с IV—VI книгами “Евдемовой этики”. Впервые название всех трех “Этик” Аристотеля встречается у стоика Аттика. Считается, что свое название она получила оттого, что впервые (ок. 300 до и. э.) была издана Никомахом — сыном Аристотеля; есть прздгюложение, что сам Аристотель посвятил ее сыну или отну, которого также звали Никомахом. Первое несомненное свидетельство о “Никомаховой этике” встречается у Цицерона (De fin., v. 12). Диоген Лаэртий в списке произведений Аристотеля называет только одно под названием “Этика”; он же говорит о сочинении сына Аристотеля Нчкомаха, имея в виду, по всей видимости, “Никомахову этику”. Остается открытым вопрос о времени ее создания; аристотелеведы склоняются к мысли, что она является самой поздней из трех этик и написана в зрелый период творчества философа. В подлинности “Никомаховой этики” существует больше уверенности, чем в подлинности двух других этических произведений Аристотеля, хотя и по этому вопросу высказывались сомнения, в частности, Ф. Шлейермахером. Древнейшая из известных рукописей “Никомаховой этики” относится к кон. 9 — нач. 10 в.

“Никомахова этика” состоит из десяти книг. Их проблематика и внутренняя логика в интерпретации Ф. Дирльмайера (1969) выглядит следующим образом. Кн. I: Высшее из благ, осуществимых в поступках, есть счастье. Счастье — деятельность души в полноте добродетели. Следовательно, необходимо исследовать добродетели. Добродетели являются частью этическими, а частью дианоэтическими. Кн. II—V Формы этических добродетелей. Кн. VI: Формы дианоэтических добродетелей. Кн. VII: Рассмотрение удовольствий и неудовольствий, поскольку в их сфере обнаруживается добродетельность и порочность характера. Кн. VIII—К: Рассмотрение дружбы, т. к. она является добродетелью. Кн. Χ (1—5): Второе рассмотрение проблемы удовольствий. Книга Χ (6—10): Анализ сущности счастья.

По мнению Ф. Дирльмайера, структура “Никомаховой этики” представляет собой развертывание исходного определения счастья как деятельности души в полноте добродетели. Это сужает ее структуру до двух частей — учения о высшем благе и учения о добродетелях и не дает ответа на ряд вопросов: почему справедливость и дружба выделены среди прочих добродетелей и им посвящены особые трактаты и отдельные книга; почему тема удовольствия рассматривается дважды. Строение “Никомаховой этики” получает более адекватное объяснение, если исходить из того, что Аристотель свою этическую теорию сочетает с общеантичными представлениями о трех образах жизни: в первых шести книгах излагается этическая теория (учение о высшем благе; общее понятие этической добродетели; отдельно этические добродетели с выделением справедливости как обобщенной добродетели; дианоэтические добродетели), в последних четырех анализируются чувственный (VII), деятельный (VIII и К) и созерцательный образы жизни с точки зрения того, какой из них полнее воплощает представление о счастье как деятельности души в полноте добродетели. Аристотель выделяетгоотношение счастья и добродетели в качестве основополагающей этической проблемы и дает ее решение, по отношению к которому последующие этические концепции стоицизма и эпикуреизма могут считаться крайними случаями: добродетель есть путь к счастью и одновременно само счастье в его существенном содержании, зависящее от самого человека.

Влияние “Никомаховой этики” было незначительным в античности и огромным в Средние века. Сохранился античный комментарий к ней, а также многочисленные византийские и схоластические комментарии. Переведенная в 13 в. на латинский язык, “Никомахова этика” на столетия стала традиционным учебным каноном латинских университетов, чему способствовал аристотелизм ФомыАквинского, также написавшего комментарий к ней. Рус. пер.: Э. Л. Радлова (1887, 1908) и Η. В. Брагинской (1984), с комментарием.

Лит.: Aristoteles. Nikomachische Ethik, übersetzt und kommentiert von F. Dirlmeier. B., 1969; KennyA. The Aristotelian Ethics. A Study of the Relations between the Eudemian and Nicomachean Ethics of Aristotle. xf„ 1978.

А. А. Гусейнов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  «НИКОМАХОВА ЭТИКА» (Ἠθικὰ Νικομάχεια), сочинение Аристотеля, датируется 2-м афинским периодом (334-322 до н. э.); представляет собой запись лекционного курса, другой вариант которого (предположительно, более ранний) известен как «Евдемова этика». Современные названия обеих этик, по-видимому, впервые были зафиксированы в издании Андроника Родосского. Высказывались различные толкования смысла слова «Никомахова»: 1) посвящение отцу Аристотеля Никомаху; 2) посвящение сыну Аристотеля Никомаху; 3) редактирование сыном Никомахом текста этики; 4) авторство Никомаха. Согласно Порфирию (apud Elias. In Isag. 33, 1-2 Busse), этика названа «Малой Никомаховой» (τὰ Μικρὰ Νικομάχεια), потому что посвящена сыну, в отличие от «Большой Никомаховой» (совр. «Большой этики»), посвященной отцу. «Никомахова этика» (далее Ε. Ν.) состоит из 10 книг, ее текст отличает композиционная законченность и стройность в изложении этического учения. Сквозным вопросом является вопрос о счастье (εὐδαιμονία) как высшем благе, которым начинается и завершается произведение. Основные темы, излагаемые Аристотелем: кн. I: предмет и метод этики; виды благ; понятие счастья; кн. II: виды...
Античная философия
2.
  сочинение Аристотеля (время написания не установлено). Название 'Н.Э.' восходит к имени человека, которому данный труд посвятил автор. Перу Аристотеля приписывают три книги, исполненные в форме трактатов о нравственности: 'Н.Э.', 'Евдемова этика' и 'Большая этика' ('Большая мораль'). Но, в отличие от двух последних, принадлежность 'Н.Э.' Аристотелю полагается неоспоримым. 'Н.Э.' включает в себя десять книг, касающихся самых различных проблем. В первой книге Аристотель определяет область, метод и предмет своего исследования: поскольку человек по своей природе является общественным животным, постольку ведущей дисциплиной, изучающей его поведение, должна выступать политика. К этой сфере Аристотель относил и мораль. Полагая, что предмет науки о морали весьма переменчив, Аристотель констатировал, что философ способен разработать правильные оценки, только отталкиваясь от моральных взглядов, господствующих в наличное время. Такие оценки, по мысли Аристотеля, предполагают определенный уровень образования, а главное достаточный жизненный опыт. Согласно Аристотелю, любое действие и предпочтение человека имеет целью некое Благо....
История философии
3.
  – главное этическое соч. Аристотеля в 10 книгах (кроме «Никомаховой этики», известны еще «Эвдемова этика» и «Большая этика»). Предполагают, что «Никомахова этика» была опубликована уже после смерти Аристотеля его сыном Никомахом (Nicomachus). Рус. пер. – «Этика», СПБ., 1908. ...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины