Философская энциклопедия - нийога
Нийога
HИЙОГА (санскр. niyoga— предписание, обязанностьтермин мимансы, означающий обязательства, связанные с выполнением ведийских ритуальных предписаний. Проблемы анализа нийоги касались осмысления мотивации выполнения реципиентом этих предписаний. По “Миманса-сутрам”, действия совершаются ради их плодов, плоды существуют ради человека, а человек — ради совершения обрядовых действий (III.1.4—6). В “Мимансасутра-бхашье” Шабарасвамина утверждается, что совершение этих действий не является самоцельным, но мотивировано желанием получения результатов — в оппозиции древнему авторитету мимансы Бадари, настаивавшему на том, что предписания следует совершать из “чистого долженствования”. Школа Кумарила Бхатты приняла позицию Шабарасвамина, тогда как школа Прабхакары склонялась к точке зрения Бадари. Прабхакара пишет об особом невыразимом “чувстве долженствования”, возникающем у реципиента предписания независимо от каких-либо внешних мотивировок. Поэтому две школы разошлись в акцентировке знаменитой ведийской максимы: “Кто хочет неба, пусть совершает жертвоприношение”. Для Кумарилы это синтетическое суждение, означающее прагматическую мотивировку, для Прабхакары — аналитическое, ибо “кто хочет неба” означает просто жертвователя. Различной была соответственно и трактовка очень близкого нийоге термина “адхикара”: школа Кумарилы видела в нем “компетентность”, “предназначенность для чего-то”, школа Прабхакары — “долг”. Один из наиболее известных его последователей, Шаликанатха Мишра, отстаивал идею о том, что нийога как долг и есть сама дхарма, а желание плодов составляет “часть” нийоги. Полемика двух школ по этому вопросу велась до самого позднего времени, о чем свидетельствует трактат Рамануджи-мимансака “Тантрарахасья” (18 в.). Ф. И. Щербатской сопоставлял позицию Прабхакары с кантовской концепцией категорического императива (тогда Кумарилу следует считать сторонником гипотетического императива).
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2308 | |
2 | 2260 | |
3 | 1393 | |
4 | 1350 | |
5 | 757 | |
6 | 732 | |
7 | 686 | |
8 | 664 | |
9 | 640 | |
10 | 615 | |
11 | 614 | |
12 | 561 | |
13 | 555 | |
14 | 543 | |
15 | 538 | |
16 | 531 | |
17 | 523 | |
18 | 521 | |
19 | 515 | |
20 | 515 |