Философская энциклопедия - равновесия теория
Равновесия теория
РАВНОВЕСИЯ ТЕОРИЯ
название ряда немарксистских социально-историч. концепций, крые пытаются объяснить процессы развития и функционирования общества или его элементов на основе принципа равновесия, заимствованного из естествознания. Эти концепции не представляют собой теории в строгом смысле слова; понятие равновесия используется здесь именно в качестве общего объяснит. принципа.
Попытки рассмотреть общество как равновесную систему впервые возникают в европ. социальной науке в 17 в. под влиянием бурно развивавшегося меха-нистич. естествознания (Спиноза, Гоббс, Лейбниц). Рассматривая социальные проблемы с позиций «социальной физики», «механики страстей», мыслители той эпохи были склонны проблемы обществ. порядка сводить к существованию равновесия между частями общества, напоминающего равновесие элементов физич.
мира. Собственно Р. т. впервые получила развёрнутое изложение в 18 в. в утопич. построениях Фурье, который на «открытых» им способах расчёта равновесия и гармонизации страстей основывал свой план идеального человеч. общежития, а идею равновесия считал универсальной для всего мироздания.
Во 2-й пол. 19 в. идею равновесия применительно к обществ. проблемам развивали социологипозитивисты Конт, Спенсер, Смолл, Уорд, для которых эталоном по-прежнему служило равновесие физич. систем. В нач. 20 в. концептуальные основания Р. т. несколько видоизменяются под влиянием организмич. мышления: эталоном равновесия выступает теперь не механич. система, а живой организм, где равновесие обеспечивается за счёт сложных процессов внутр. регуляции. Одним из первых такой подход реализовал А. А. Богданов. В 20-х гг. ряд сов. философовмеханистов (В. Н. Сарабьянов, И. И. Скворцов-Степанов и др.) фактически противопоставляли положения Р. т. учению диалектич. материализма о единстве и борьбе противоположностей, рассматривая скачки как «процессы нарушения равновесия».
С конца 30-х гг. модель динамич. равновесия берётся на вооружение мн. представителями структурно-функционального анализа в бурж. социологии, у которых идея равновесия приобретает консервативный идеоло-гич. смысл. Многие бурж. социологи выступают с критикой функционалистской Р. т., отмечая, что она имеет дело лишь с идеальными сбалансированными системами, игнорирует внутрисистемные источники нарушения равновесия и потому плохо приспособлена для анализа процессов социального изменения. Эти слабости особенно явственны в эмпирически ориентированных направлениях социологии.
Марксизм-ленинизм принципиально отвергает Р. т. как теоретич. конструкцию, вскрывая консервативно-охранительские предрассудки её представителей. Вместе с тем это но означает отбрасывания понятия равновесия и связанного с ним понятия устойчивости: эти понятия играют важную эвристич. роль в изучении динамич. развивающихся систем, выступая в качестве одной из условных точек отсчёта; проблема заключается лишь в том, что на основе этих понятий нельзя построить целостного объяснения процессов в соответствующих системах.
Комаров М. С., Функциональное объяснение в совр. бурж. социологии, в кн.: Актуальные проблемы развития конкретных социальных исследований, [М.], 1971.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2308 | |
2 | 2259 | |
3 | 1393 | |
4 | 1350 | |
5 | 755 | |
6 | 732 | |
7 | 686 | |
8 | 664 | |
9 | 637 | |
10 | 614 | |
11 | 614 | |
12 | 561 | |
13 | 555 | |
14 | 543 | |
15 | 536 | |
16 | 531 | |
17 | 522 | |
18 | 520 | |
19 | 515 | |
20 | 513 |