Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - руге

Руге

руге
РУГЕ

РУГЕ

(Ruge), Арнольд (13 сент. 1802 – 31 дек. 1880) – нем. философ-младогегельянец, политич. деятель, публицист, писатель. За участие в буршеншафтах, требовавших политич. свобод и единства Германии, арестован в 1824 и до 1830 находился в заключении в Кольберге. В 1831 Галльский ун-т присудил ему докторскую степень за работу "Эстетика Платона" ("Die Platonische Aesthetik", Halle, 1832); с 1832 – приват-доцент филологии и древней философии в этом ун-те. В 1838–43 Р. – глава младогегельянства (см. Гегельянство). Вместе со своим другом Т. Эхтермейером (1805–44) основал журн. "Hallische Jahrbücher für deutsche Wissenschaft und Kunst" ("Галльский ежегодник по вопросам немецкой науки и искусства"), начавший выходить в Галле 1 янв. 1838 (с 1 июля 1841 – в Дрездене под названием "Deutsche Jahrbücher für Wissenschaft und Kunst"). Провозгласив девизом журнала соединение философии с практич. задачами дня, Р. вскоре превратил журнал в трибуну нем. бурж. радикализма.

Кульминац. пунктом идейного развития Р. явилась его ст. "Самокритика либерализма" ("Selbstkritik des Liberalismus", опубл. в журн. "Deutsche Jahrbücher für Wissenschaft und Kunst", 1843, 2. Jan.), в к-рой он пришел к требованию претворить либерализм в демократизм. Однако демократизм Р. был половинчатым, не выходившим за рамки бурж. радикализма. Эта половинчатость обнаруживается и в его филос. кредо, к-рое Р. изложил в ст. "Гегелевская философия права и политика нашего времени" ("Die Hegelsche Rechtsphilosophie und die Politik unserer Zeit"). Здесь Р. одним из первых подверг критике гегелевскую философию права за превращение конкретных историч. явлений в чисто логич. категории. Тем не менее эта критика не выводила Р. за пределы идеализма, ибо для него "конкретное государство является не чем иным, как формой существования духа, в которой последний воплощается исторически" ("Deutsche Jahrbücher...", No 191, 12. August, S. 762).

С идеалистич. позиций поддерживал он и фейербаховский антропологизм. Сотрудничество с Фейербахом. Р. начал еще в 1838, предоставив ему страницы своего журнала. В 1841–42 "Нем. ежегодник" развернул обсуждение "Сущности христианства", поддержав Фейербаха против Штрауса в полемике о "чуде". Одновременно Р. сам написал обширную рецензию на "Сущность христианства", проницательно усмотрев "очень существенное отличие Фейербаха от всей гегельянской, даже от так называемой младогегельянской философии": если младогегельянцы лишь вскрывали непоследовательность Гегеля и выводили необходимые следствия из его философии, то "...позитивное уничтожение существенной части гегелевской философии, а именно философии религии, впервые дал Фейербах в "Сущности христианства" в форме феноменологии христианской религии" ("Anekdote zur neuesten deutschen Philosophie und Publicistik", Z., 1843, Bd 2, S. 17–18). Однако Р., подобно большинству современников, не понял тогда подлинного, материалистич. содержания произведения Фейербаха. Гораздо ближе к выяснению сути дела уже в начале 1842 подошел молодой Маркс в ст. "Лютер как третейский судья между Штраусом и Фейербахом" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 28–29), опубликованной в "Нем. ежегоднике". В связи с публикацией этой и др. статей между Марксом и Р. завязывается в 1842 переписка. Весной 1843, после запрещения "Нем. ежегодника" и редактировавшейся Марксом "Рейнской газеты", Р. и Маркс решили совместно издавать в Париже "Нем.-франц. ежегодник". В это время завершается переход Маркса и Энгельса к материализму и коммунизму. Между тем Р. остался на половинчатых позициях бурж. радикализма. Враждебно относясь к пролет. коммунизму, он под псевдонимом "Пруссак" выступил в газете "Vorwärts" со статьей, принижавшей значение восстания силезских ткачей в июне 1844. Эту позицию Маркс подверг резкой критике в "Критических заметках к статье "Пруссака" „Король прусский и социальная реформа“" (см. тамже, с. 430–48). В результате обнаружившихся идейных разногласий прекратилось издание "Нем.-франц. ежегодника", а вместе с ним закончилась и восходящая фаза идейного развития Р. В дальнейшем Р. был деятелем нем. мелкобурж. демократии, принимал участие в революции 1848, а в 1866 стал национал-либералом.

Несмотря на свою вражду к коммунизму, Р. дал высокую оценку первому тому "Капитала", считая, что "Маркс обладает широкой ученостью и блестящим диалектическим талантом" (цит. по кн.: Meринг Ф., Карл Маркс. История его жизни, М., 1957, с. 408).

Соч.: Neue Vorschule der Aesthetik. Das Komische mit einem komischen Anhange, Halle, 1836; [2 Aufl.], Halle, 1837; Zwei Jahre in Paris, Tl 1–2, Lpz., 1846; Sämtliche Werke, 2 Aufl., Bd 1–10, Mannheim, 1847–48; Politische Bilder aus der Zeit, Tl 1–2, Lpz., 1847–48; Die Gründung der Demokratie in Deutschland, oder der Volksstaat und der social-demokratische Freistaat, Lpz., 1849; Aus früherer Zeit, Bd 1–4, В., 1862–67; Der Krieg und die Entwaffnung, В., 1867; Geschichte unserer Zeit, Lpz.–Hdlb., 1881; Briefwechsel und Tagebuchblätter aus den Jahren 1825–1880, hrsg. von P. Nerrlich, Bd 1–2, В., 1886; Ausgewählte Texte, в кн.: Strauss D. F. [u. a.], Die Junghegelianer, В., 1963.

Лит.: Маркс К., [Письма к Руге 1842–1843 гг.], в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 240–49, 251–57; его же, Письма из "Deutsch-Französische Jahrbücher", Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 371–81; Маркс К. и Энгельс Ф., Великие мужи эмиграции, там же, т. 8; Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1–2, М., 1959–61; Rosenberg Η., Α. Ruge und die "Hallischen Jahrbücher", "Archiv für Kulturgeschichte", 1929, Bd 20, H. 3; Neher W., A. Ruge als Politiker und politischer Schriftsteller, Hdlb., 1933 (Heidelberger Abhandlungen zur mittleren und neueren Geschichte, H. 64).

H. Лапин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины