Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - рюйсбрук

Рюйсбрук

рюйсбрук
РЮЙСБРУК

РЮЙСБРУК Ян ван (Jan van Ruysbroeck, Johannes RuusЬгоес) (1293, Рюйсбрук, ок. Брюсселя — 2декабря 1381, Грунендал, ок. Брюсселя) — фламандский мистик, чье творчество тесно связано с немецкой мистической традицией 14 в. Настоятель общины в Грунендале (с 1343), августинец (с 1350); “восхитительный доктор” (doctor extaticus). Повлиял на формирование идеологии “нового благочестия” (devotio modema). Несмотря на обвинения в неортодоксальности (напр., Ж. Жерсоном), причислен Римско-католической церковью к лику блаженных в 1908.

Согласно Рюйсбруку (“Царство любящих Бога”, “Одеяния духовного брака”), божественная сущность, пребывая в вечном запредельном покое, является вместе с тем сохраняющей силой и целью всего сотворенного. Тварный мир истекает от Бога в процессе творения, имея в Нем вечные архетипы своих форм, в т. ч. и вечный архетип человека, реализуя который тварная душа посредством созерцания возвращается к Творцу. Единство (и отличие как твари от Творца) человеческой души и Бога Рюйсбрук определяет как взаимоотношение любящего и любимого. Благодаря своей чувственной стороне душа живет в теле и во внешнем мире; благодаря разумной — в себе, отрешаясь от внешнего мира; благодаря духовной — выше себя, в Боге. Последняя сторона души есть зеркало, содержащее в себе образ Божий, Бога-Сына, Который, присутствуя в каждом человеке всецело и глубоко лично, единит Собою всех людей.

В соответствии с тремя аспектами души мистическая жизнь имеет следующие направления: активное — практика благих дел, необходимая, но недостаточная для очищения души; внутреннее — отрешение от внешнего мира, сосредоточение в себе и подчинение Богу всей своей внутренней жизни; созерцательное — выход за пределы себя, умерщвление личностного начала и соединение с Богом в вечной любви, когда дух соединяется с Его сущностной основой, но не утрачивает при этом своей тварной природы. При этом “боговидцы”, достигшие этой цели, не освобождаются от совершения благих дел: напротив, необходимость практической любви есть результат их внутренней благости.

Соч.: Ruusbroec Werke (2. Aufl.), ed. B. Ponkens et al., 1.1—4. Cologne, 1950; Opera omnia, (s. l. ], 1988; в рус. пер.: Одеяния духовного брака, [б. м.], 1910. Лит.: d'AsbeckM. La mystique de Ruysbroeck l'Admirable. P., 1928; Fraling B. Der Mensch von dem Geheimnis Gottes. Untersuchungen zur geistlichen Lehre des Jan van Ruysbroeck. Würzburg, 1967; Hermans F. Ruysbroeck l'admirable et son école. P., 1958.

A. M. Шишков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины