Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - сюн шили

Сюн шили

сюн шили
СЮН ШИЛИ

СЮН ШИЛИ (Сюн Шэнхэн, Сюн Цзычжэн) (1885, Хуанпу, провинция Хубэй — 23 мая 1968, Шанхай) — видный представитель течения нового конфуцианства. Учился в военном училище, участвовал в антиманьчжурском революционном движении. В 1920 в Нанкине стал учеником известного буддистского ученого того времени Оуян Цзинъу. В 1922 начал преподавать учение буддистской школы йогачара (См. Вэйши школа) в Пекинском университете, в 1920—30-е гг. разработал собственную философскую систему “новой йогачары” (нового учения о только-сознании, синь вэйши лунь). В 1950-е гг. опубликовал ряд работ, продолжающих темы его дореволюционного творчества: “Начала конфуцианства” (“Юань жу”, 1956), “Рассуждение об основе и функции” (“Ти юн лунь”, 1958), “Прояснение сознания” (“Мин синь пянь”, 1959). Подвергался преследованиям после начала “культурной революции”. Основной интерес у Сюн Шили вызывали проблемы онтологии. Среди источников его философии — “Чжоу в”, идеи буддизма, неоконфуцианства; а также фрагментарное влияние западной философии. Согласно Сюн Шили, вселенная представляет собой единое целое и находится в процессе непрерывного изменения, определяющегося двумя тенденциями — “закрытием” (ведет к интеграции и появлению материальных объектов) и “раскрытием” (ведет к индивидуализации и принадлежит к сфере сознания). “Изначальная субстанция” (бэнь та) одна, а духовное “раскрытие” присуще в разной степени всем объектам. Дух и материя выступают двумя проявлениями вселенских трансформаций. Задача человеческого познания состоит в постижении “изначальной субстанции” через выявление в себе “изначального сознания” (бэнь синь), которое упорядочение управляет творческими процессами порождения нового. Однако постижение “изначального сознания” иррационально и интуитивно, путь к его обретению пролегает через моральное самосовершенствование и очищение собственного сознания. Содержание бэнь синь Сюн Шили отождествил с конфуцианским понятием о “гуманности-милосердии” (жжь), подчеркивая тем самым морально-антропологическую природу мироздания. Через последователей Сюн Шили Моу Цзунсаня и Тан Цзюньи его идеи оказали значительное влияние на облик конфуцианской мысли второй половины 20 в.

Соч.; Сюн Шили цзи (Антология из работ Сюн Шили), сост. Хуан Кэизяньидр. Пекин, 1993.

Лит.: Го Циюн. Сюн Шили нзи ци чжэсюэ (Сюн Шили и его философия). Пекин, 1985; Tu Weiming. Hsiung Shi-li's Quest for Authentic Existence.— The Limits of Change: Essays on Conservative Alternatives in Republican China. Cambr., 1976.

А. В. Ломаное

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины