Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - “топика”

“топика”

“топика”
“ТОПИКА”

“ТОПИКА” (Τοπικά) —логический трактат Аристотеля, входящий в состав “Органона”. Состоит из 9 книг, последняя из которых традиционно выделяется в самостоятельный трактат “О софистических опровержениях” (Περί σοφιστικών ελέγχων). “Топика” часто цитируется Аристотелем под ее современным названием, а также как “Методика”, “Диалектика” и “Сочинение по диалектике” (напр., An. Pr. I, 30,4ба30). Большинством исследователей “Топика” признается одним из ранних сочинений Аристотеля. Составлена из отдельных разновременных статей; отдельные части текста не поддаются датировке. Самые ранние наброски находятся в кн. ΙΙ—ΊΙ,2, особенно в кн. III—IV. Заключительные слова кн. VII (гл.5, 155а37) создают впечатление общего подведения итогов первой редакции. Затем были написаны VII, 1 и закончена кн. К. “Топика” представляет собой учебник, излагающий технику ведения диалектического спора. Практика проведения таких споров-дискуссий была очень распространена, но ее систематического описания не было (см. Top. DC, 34, 183а37—184b9). Трактат получил свое название от т. н. общих мест (κοινοί τόποι) — специфических оснований, или фигур, которыми, по Аристотелю, пользуются участники дискуссии. В наиболее ранней части текста (IV, l, 121bl l) вместо τόπος Аристотель употребляет старое название “элемент” (στοιχείον) диалектического вывода; в “Риторике” (Rhet. II, 26,1403а17) он говорит, что оба слова означают одно и то же. Т. о., топос — элемент диалектического, т. е. разговорного, силлогизма. Теория диалектического силлогизма, изложенная в “Топике”, представляет собой самостоятельную логическую дисциплину, параллельную теории аналитического силлогизма, изложенной в “Первой Аналитике”. В отличие от аналитического силлогизма диалектический силлогизм исходит не из “научных”, т. е. достоверных, посылок, а из установленных, допущенных (ένδοξα) собеседниками, которые большинству людей или наиболее мудрым из них представляются вероятными. Цель диалектического вывода, и шире, диалектического спора — не выяснение истины, а победа над противником. Подобные дискуссии имели значение гл. о. как тренировка в логической аргументации.

Классификация топосов служит основой для членения “Топики” на три книги. В кн. II—III рассматриваются топосы из логических свойств случайного (привходящего) признака (συμβεβηκός, accidens).— В кн. ГУ — топосы из логических свойств рода (γένος, genus).— В кн. V — из свойств собственного признака (ϊδιον, proprium), в VI и VII кн. описываются требования, которым должна удовлетворять правильно построенная дефиниция (δρος, definitio). Привходящий и собственный признаки, род и определение у позднеантичных комментаторов получили название предикабилий (praedicaЬШа), т. е. видов предикатов. Кн. VIII содержит практические советы по постановке и порядку задавания вопросов, а также излагает права и обязанности отвечающих; кн. I, содержащая предварительные замечания и важные терминологические разъяснения, написана как методическое введение ко всему труду.

Кн. IX, позднеантичное название которой (“О софистических опровержениях”) основывается на начальных словах книги (1б4а20) и заключительном выводе в конце гл. 11 (172b5—8), посвящена описанию софистических уловок, употребляемых в процессе диалектического спора. О софистическом способе ведения спора, получившем название “эленктического” (от έλεγχος, опровержение), мы можем получить представление также из ранних диалогов Платона (напр., “Евтидема”), Гл. 1—2 содержат описание ложных (неправильных) силлогизмов; гл. 19—23 описывают логические ошибки, основанные на языковой двусмысленности; гл. 25—30 — ошибки, имеющие внеязыковые причины. Сохранились комментарии на “Топику” Александра Афродисийского (CAG 11.2) и на “О софистических опровержениях” — Михаила Эфесского (CAG 11.3) и Анонима (CAG ΧΧΙΙΙ.4).

Рус. перевод М. И. Иткина (Аристотель, Собр. соч., т. 2. M., 1978).

Изд. греч. текста: W. D. Ross (1958); J. Brunschwig (кн. I-IV) е франц. переводом и денной вступит, статьей (Р., 1957); A. Zadro с итал. переводом и комментариями (Napoli, 1974). Англ. перевод с комментариями: R. Smith (Oxf., 1963), Р. Slomkowski (Leiden, 1997). Лит.: PrimavesiO. Die aristotelische Topik. Munch., 1996; BerigerA. Die aristotelische Dialektik. Cambr., 1977; EvansJ. D. G. Aristotle's Concept f Dialectics. Cambr., 1977; Pater W. A. de. Les Topiques d'Aristote et la dialectique platonicienne. Fribourg, 1965; Weil E. La place de la logique dans la pensée aristotélicienne.— “Revue de métaphysique et de morale” 1951, 56, p. 283—315; HambruchE. Logische Regeln der platonischen Schule in der aristotelischen Topik. B., 1904.

E. Г. Парфенова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ТОПИКА (греч. topos место) техника пространственной организации мышления и понимания, а также организованное на ее основе мыслительное пространство. Происхождение понятия восходит к античности. "Т." одна из книг аристотелевского "Органона", посвященная вопросам логической организации мышления в коммуникативных ситуациях: в устной беседе, философской дискуссии, при публичном изложении некоторой темы и т.п. Особенность коммуникативного содержания состоит, по Аристотелю, в том, что оно основано не на онтологических началах и истинных положениях, а лишь на правдоподобных, т.е. кажущихся правильными большинству людей или мудрейшим из них. Поэтому в коммуникации, считал Аристотель, необходимо использовать особую логическую технику, отличную от описанной им в "Аналитиках". Т. рассматривалась Аристотелем как такое искусство (techne), "при помощи которого мы в состоянии будем из правдоподобного делать заключения о всякой предлагаемой проблеме и не впадать в противоречие, когда мы сами отстаиваем какое-нибудь положение". Для этого он предлагал использовать топы общие места, общие положения, которые организуют построение доводов,...
Новейший философский словарь
2.
  «ТОПИКА» (Τοπικά), трактат Аристотеля, входящий в состав «Органона». Состоит из 9 книг, последняя из которых традиционно выделяется в самостоятельный трактат «О софистических опровержениях» (Περὶ σοφιστικῶνἐλέγχων). «Т.» часто цитируется Аристотелем под ее современным названием, а также как «Методика», «Диалектика» и «Сочинение по диалектике» (напр., An. Pr. I, 30, 46аЗО). Большинством исследователей «Т.» признается одним из ранних сочинений Аристотеля. Составлена из отдельных разновременных статей; отдельные части текста не поддаются датировке. Самые ранние наброски находятся в кн. II-VII,2, особенно в кн. III—IV. Заключительные слова кн. VII (гл. 5, 155а37) создают впечатление общего подведения итогов первой редакции. Затем были написаны VII, 1 и закончена кн. IX. «Т.» представляет собой учебник, излагающий технику ведения диалектического спора. Практика проведения таких споров-дискуссий была очень распространена, но ее систематического описания не было (см. Тор. IX, 34, 18а37-184Ь9). Трактат получил свое название от т. н. «общих мест» (κοινοί τόποι) специфических оснований, или фигур, которыми, по Аристотелю, пользуются участники дискуссии. В...
Античная философия
3.
  (греч. topos место) техника пространственной организации мышления и понимания, а также организованное на ее основе мыслительное пространство. Происхождение понятия восходит к античности. "Т." одна из книг аристотелевского "Органона", посвященная вопросам логической организации мышления в коммуникативных ситуациях: в устной беседе, философской дискуссии, при публичном изложении некоторой темы и т.п. Особенность коммуникативного содержания состоит, по Аристотелю, в том, что оно основано не на онтологических началах и истинных положениях, а лишь на правдоподобных, т.е. кажущихся правильными большинству людей или мудрейшим из них. Поэтому в коммуникации, считал Аристотель, необходимо использовать особую логическую технику, отличную от описанной им в "Аналитиках". Т. рассматривалась Аристотелем как такое искусство (techne), "при помощи которого мы в состоянии будем из правдоподобного делать заключения о всякой предлагаемой проблеме и не впадать в противоречие, когда мы сами отстаиваем какое-нибудь положение". Для этого он предлагал использовать топы общие места, общие положения, которые организуют построение доводов,...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины