Философская энциклопедия - трансцендентальное отношение
Трансцендентальное отношение
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ (relati transcendens, relatio transcendentalis) — в средневековой философии особый вид “перешагивающих” отношений, которые отличаются как от реальных и рациональных, так и категориальных (предикаментальных) отношений. Различение Плотином отношений, имеющих основание в вещах, и отношений, являющихся просто представлением, предстало у Фомы Аквинского как различение реального (relatio realis) и рационального отношения (relatio rationis). Рациональным отношением соединены между собой трансценденталш, разделенные друг от друга посредством рационального различения. Однако отношения между знанием и узнанным, сотворенным и творцом, отношения равенства и подобия божественных лиц уже у Фомы не подпадали под эти два вида отношений. Дунс Скот вводит понятие трансцендентального отношения (relatio transcendens) и подводит под него ряд отношений, которые стали проблематичными у Фомы. У Дунса благодаря трансцендентальному отношению соединены трансценденталии, разделенные формальным различением. Трансцендентальные отношения свойственны сущему до его разделения на категории, само сущее выступает фундаментом этих отношений. В выхождении за категориальное членение бытия состоит логический аспект трансцендентальных отношений; онтологический аспект заключается в их понимании только как формального бытия: оно различается от своего фундамента не реально, а только формально, не добавляясь к своему фундаменту как новое бытие. Трансцендентальные отношения наряду с акцидентальными составляют у Дунса группу реальных отношений и отличаются от рациональных отношений; акцидентальное отношение отличается от своего фундамента не формально, а реально и составляет новое бытие. У. Оккам утверждает реальность трансцендентальных отношений и устраняет различие между акцидентальными и трансцендентальными отношениями, понимая все эти виды отношений как трансцендентальные и как трансцендентальное бытие. Трансцендентальные отношения были подвергнуты критике в ранней иезуитской схоластике П. Фонсекой и Ф. Суаресом, отказавшимся от трансцендентальных отношений.
Лит.: Martin G. Wilhelm von Okham. В., 1949; Lay R. Passiones entis disiunctae. Die Lehre von den passiones entis disiunctae in der protestantischen Scholastik. Ein Beitrag zur Problemgeschichte der Transzendentalienlehre.— Theologie und Philosophie. 1967, N 42; HonnefelderL. Scientia transcendens. Hamb., 1990; Knittenneyer H. Der Terminus transzendental in seiner historischen Entwicklung bis zu Kant. Marburg, 1920; Лобковиц H. К вопросу о проблематике “внутреннего мира”.— В кн.: Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб., 1999.
А. Н. Круглое
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2308 | |
2 | 2263 | |
3 | 1394 | |
4 | 1352 | |
5 | 759 | |
6 | 732 | |
7 | 687 | |
8 | 664 | |
9 | 642 | |
10 | 618 | |
11 | 615 | |
12 | 561 | |
13 | 556 | |
14 | 544 | |
15 | 540 | |
16 | 533 | |
17 | 527 | |
18 | 523 | |
19 | 515 | |
20 | 515 |