Философская энциклопедия - уддйотакара
Уддйотакара
УДДЙОТАКАРА (санскр. Uddyotakara) (6—7 вв.) — индийский философ, автор субкомментария к “Ньяя-сутрам” (комментарий к “Ньяя-бхашье” Ватсьяяны) под названием “Ньяяварттика”. Называл себя жителем Шругхны (Пенджаб) и учителем шиваитов-пашупатов. Уточнения положений “Ньяябхашьи” у Уддйотакары отличаются утонченностью: так, он пытается показать, чтоВатсьяяна говорит не о бесконечном множестве вещей в мире, но о бесчисленных задачах, решаемых с помощью источников знания. Уодйотакара демонстрирует подробнейшую систематизацию тем и доктрин ньяи в постоянной полемике с ее оппонентами, прежде всего с идеалистической буддийской школой Дигнаги, который в свое время критиковал положения Ватсьяяны. Для схоластического мышления Уддйотакары характерна система развернутых делений предметов дискурса ньяи: он различает две задачи человеческой жизни — удовольствие и прекращение страданий, 21 “опору” страдания, видимое и невидимое конечное благо, два вида “освобождения”; 6 видов связи чувства и объекта, составляющих основу восприятия (в которых варьируются сочетания внешнего контакта и внутреннего — ингеренции); ошибочных же позиций среднего термина силлогизма он насчитывает 2032 разновидности. Полемизируя с определениями логического вывода у буддистов и санкхьяиков, Уддйотакара отвергает одно из важнейших достижений школы Дигааги — концепцию вьяпти. Более конструктивной была его критика буддийской концепции апоха-вады и обоснование существования Атмана.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2302 | |
2 | 2254 | |
3 | 1389 | |
4 | 1344 | |
5 | 746 | |
6 | 727 | |
7 | 682 | |
8 | 660 | |
9 | 628 | |
10 | 610 | |
11 | 606 | |
12 | 557 | |
13 | 549 | |
14 | 538 | |
15 | 532 | |
16 | 525 | |
17 | 516 | |
18 | 512 | |
19 | 511 | |
20 | 510 |