Философская энциклопедия - “утешение философией”
“утешение философией”
“УТЕШЕНИЕ ФИЛОСОФИЕЙ” (Consolatio philosophiae) в пяти книгах — сочинение Боэция. Написано в характерной для латинской литературы форме сатуры: философские размышления, где риторически украшенная проза чередуется со стихами. Достоинством сатуры считалось приятное разнообразие, и Боэций виртуозно меняет от книги к книге литературный слог, а стихотворных размеров употребляет более двадцати. Жанр “утешений” сложился задолго до Боэция и в свою очередь восходит к жанру протрептика — побуждения, или приглашения, к занятиям философией (первый протрептик — не дошедший до нас — сочинил Аристотель; в подражание ему написаны цицероновский диалог “Гортензий”, протрептики Ямвлиха и Климента Александрийского). Цицерон и Сенека писали “утешения”, как правило обращенные к родным или друзьям, потерявшим близких, и предлагающие им утешиться посредством философии (античная философия платонического или стоического толка — это “упражнение к смерти”, наука праведной жизни и спасения души). “Утешение философией” Боэция написано в тюрьме, в ожидании казни. Явление в темницу к узнику Философии в виде прекрасной дамы в первой книге — развернутая аллегория. Отчаявшийся узник рассказывает Философии о своей жизни и постигшем его роковом несчастье. Вторая книга — речь Философии о Фортуне, о превратностях человеческого счастья и судьбы; манера изложения, терминология и аргументация здесь в наибольшей степени напоминают Цицерона и Сенеку. Третья книга излагает платоновскую доктрину о благе: выше счастья, состоящего в славе, здоровье, богатстве и удовольствиях, — блаженство, достигаемое посредством добродетели и разума, а вершина, цель и источник блаженства, а также бытия всего мира — единое и простое высшее Благо, которое есть Бог. Под заметным влиянием платонизма написана и четвертая книга — о том, каким образом возможно зло в мире, сотворенном и управляемом высшим Благом. Пятая книга посвящена проблеме судьбы, свободы воли и Провидения.
В отличие от богословских трактатов и комментариев Боэция “Утешение философией” никогда не комментировалось — это “художественная литература”, как ее понимали Античность и Средневековье, доставляющая эстетическое наслаждение — прежде всего красотой и глубиной аргументации. Его очень рано начали переводить — не только ученые, но поэты и коронованные особы (Ноткер Заика, британский король Альфред, Максим Плануд, Альберт Флорентийский, Дж. Чосер, английская королева Елизавета).
Лит.: Reichenberger К. Untersuchungen zur Uterarischen Stellung der “Consolatio philosophiae”. Köln, 1954. См. также лит. к статье Боэций.
Т. Ю. Бородай
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2308 | |
2 | 2262 | |
3 | 1394 | |
4 | 1351 | |
5 | 759 | |
6 | 732 | |
7 | 687 | |
8 | 664 | |
9 | 642 | |
10 | 617 | |
11 | 615 | |
12 | 561 | |
13 | 556 | |
14 | 544 | |
15 | 540 | |
16 | 533 | |
17 | 525 | |
18 | 523 | |
19 | 515 | |
20 | 515 |