Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - узнадзе

Узнадзе

узнадзе
УЗНАДЗЕ

УЗНА́ДЗЕ

Дмитрий Николаевич [20 дек. 1886 (1 янв. 1887) – 12 окт. 1950] – груз. сов. философ и психолог. После окончания филос. фак-та Лейпцигского ун-та в 1909 защитил докторскую диссертацию "Метафизич. мировоззрение В. Соловьева..." ("Die metaphysische Weltanschauung W. Ssolowiows mit orientierendem Überblick seiner Erkenntnistheorie", Halle/Saale, 1909). В 1913 экстерном окончил историко-филологич. фак-т Харьковского ун-та. С 1917 жил в Тбилиси, активно участвовал в создании Тбилисского ун-та. Зав. кафедрами психологии Тбилисского ун-та (1918–50) и Кутаисского пед. ин-та (1933–42). Директор Ин-та психологии АН Груз. ССР (1941–50). Действит. член АН Груз. ССР (с 1941).

В ранних филос. работах У. (1909–18) выступал с позиций психологически истолкованного кантианства. В процессе работы над монографией "А. Бергсон" У. пересматривает свои взгляды: признается возможность познания объективной действительности, мир трактуется как органическое целое, объединяющее общее и индивидуальное. Полагая, что дух и материя отличаются друг от друга лишь относительно, и приписывая материи творч. способность, У. вместе с тем указывает на существ. различие внутр. качеств субъекта и объекта, что, по его мнению, делает невозможной непосредств. связь между ними. Чтобы объяснить факты целесообразного действия организма и объективного познания транссубъективного предмета, нужно, по У., допустить существование такой реальности, к-рая, не являясь ни физическим, ни психическим, устанавливает между ними связь и обеспечивает биологич. приспособление и психич. деятельность. Создание учения о такой реальности, именуемой установкой (20-е гг.), составило гл. вклад У. в психологию. Согласно У., решающим моментом в познании объекта является внешнее восприятие с присущей ему интенциональностью, к-рая есть продукт установки. Предметный характер восприятия – не чисто субъективное обстоятельство, а следствие реального участия объекта в отражении среды, в действиях субъекта. С выдвижением идеи установки главными для У. становятся психологич. проблемы. С 1927 он начинает обширные экспериментальные исследования в области установки, принесшие ему мировую известность и приведшие к возникновению в сов. психологии оригинального науч. направления – школы У. Работы этого направления особенно широко ведутся в Тбилисском гос. ун-те и Ин-те психологии АН Груз. ССР.

Соч.: на груз. яз. – Труды, т. 1–5, Тб., 1956–67; Что такое теория познания, "Народная газета", 1910, No 164; Индивидуальность и ее генезис, там же, No 101, 102; Философские беседы, "Колхида", 1911, No 4; Органическое мировоззрение, "Прометей", 1918, No 3; Анри Бергсон, Тб., 1920; Impersonalia, "Наша наука", 1923, No 1; на рус. яз. – Экспериментальные основы психологии установки, Тб., 1961; Психологич. исследования, М., 1966. Ein experimenteller Beitrag zum Problem der psychologischen Grundlagen der Namengebung, "Psychologische Forschung", 1924, Bd 5, H. 1/2; Bergsons Monismus, "Archiv für Geschichte der Philosophie und Soziologie", 1926, Bd 30; Untersuchungen zur Psychologie der Einstellung, "Acta Psychologica", 1939, v. 4, No 3.

А. Бочоришвили. Тбилиси.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  УЗНАДЗЕ Дмитрий (1887-1950) грузинский философ и психолог. Доктор философии (1909), профессор. Академик Академии наук Грузинской ССР (1941). Окончил философский факультет Лейпцигского университета (1909) и историко-филологический факультет Харьковского университета (1913). Принимал участие в создании Тбилисского университета (1918). Организатор отделения психологии, кафедры психологии и лаборатории экспериментальной психологии при ней. В 1918-1950 заведовал кафедрой психологии Тбилисского университета, в 1933-1942 кафедрой психологии Кутаисского педагогического института. Организатор и директор (1941-1950) Института психологии Академии наук Грузии. В 20-х разработал основы общепсихологического учения об установке (термин введен в научный оборот немецким психологом Л. Ланге в 1888), которое отчасти противопоставлялось психоаналитической концепции бессознательного психического. Трактовал установку как своеобразное целостное бессознательное целеустремленное состояние субъекта, предшествующее деятельности. Установил наличие нескольких видов установок и осуществил изучение их свойств и условий формирования. Создал свою научную школу (И....
Новейший философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины