Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - вэнь

Вэнь

вэнь
ВЭНЬ

ВЭНЬ—У (кит. письменность/культура—воинственность)—пара категорий китайской философии и культуры, составляющая оппозицию по модели инь ян. Доминирующий элемент этой оппозиции—категория “вэнь”, имеющая широкий спектр значений: “культурность”, “цивилизованность”, “гражданский”, “гуманитарный”, “литература”, “изящная словесность”, “письмена”, “письменные знаки”. В самом широком значении вэнь—явленная упорядоченность, исходящая от природы. Этимологическое значение — “узор”, “орнамент” — восходит к обозначению раскраски и татуировки, отличавших “культурные” племена. Согласно философичному приложению к “Чжоу И”—“Си цы чжуани” (“Комментарий привязанных слов”, ок. 4 в. до н. э.), “узоры” (вэнь) созерцаются в небе (I, 2), т. е. обусловлены Небом (тянь) как высшим природным началом (ср. современное тяньвэньсюэ—астрономия, буквально “наука о небесных узорах”). Там же “узоры (вэнь) Неба и Земли”, т. е. знаки природной упорядоченности, связаны с “образами” (графическими символами “Чжоу и”), посредством которых “совершенномудрый” “достигает предела глубочайшего и постигает мельчайшее” (I, 10). В конфуцианстве вэнь—воплощение мудрости “совершенномудрых” государей древности (см. Шэн), подлежащее хранению и передаче. В “Лунь юе” (VII, 26) вэнь—одна из четырех “дисциплин”, которым обучал Конфуций, наряду с “действием” (син, см. Чжи-син), “преданностью” (чжун, см. Чжун шу) и “благонадежностью/доверием” (синь). Конфуций противопоставлял “культурность” (вэнь) “естественности/природности” (чжи): “победа” над вэнь приводит к “дикости”, тогда как подавление “естественности/природности” способно сделать из человека не более чем чиновника; лишь равновесие “культурности” и “естественности/природности” превращает личность в “благородного мужа” (цзюнь цзы) (“Лунь юй”, VI, 16).

Предпосылки дихотомии вэнь—у содержатся в конфуцианских канонах (см. “У цзин”), где титулы основателей династии Чжоу ( 11—3 вв. до н. э.) Вэнь-вана (“Царь Культуры”) и У-вана (“Царь Воинственный”) составляют пару Вэнь—У, которая применяется как обобщающее обозначение этих “совершенномудрых” правителей и их духовного наследия. Считается, что Вэнь-вана отличало внимание к этоко-ритуальной стороне жизни общества и интерес к традиционному знанию — ему, в частности, приписывается создание гексаграмм (см. Гуа) “Чжоу и”; его наследник У-ван одержал военную победу над династией ШанИнь. В одном из основополагающих трактатов школы “военных философов” — бин щзя, “Сунь-цзы бин фа” (“Военное искусство Сунь-цзы”, (5—4 вв. до н. э.), сформулирована проблема “необходимого выбора” между началами “вэнь” и “у”, т. е. их сбалансированного применения: под “вэнь” понимались забота о воинах и щедрые награды, которые привлекают воинов к полководцу, под “у” — строгие наказания, поддерживающие страх перед начальниками и укрепляющие дисциплину. “У” стало толковаться как сфера принуждения, насилия и разрушения, дополняющая культуросозидающую сферу “вэнь”. Идеологема “[взаимного] дополнения культурного/гражданского и военного/боевого начал” была сформулирована мыслителем и сановником династии Хань Лу Дзя, который в таком “взаимодополнении” видел “искусство долголетия [государственной власти]”. Одну из причин падения первой централизованной империи Цинь (221—207 до н.э.) Лу Цзя усматривал в “предельной воинственности” ее основателя Цинь Ши-хуана, причем под “воинственностью” (у) понимались основные принципы политической теории и практики легизма. Формула “взаимодополнения” вэнь γ со 2 в. до н. э. вошла в идеологию имперского конфуцианства и пронизала все слои культуры старого Китая.

В политической культуре утвердилось разделение гражданской администрации (вэнь) и военного командования (у), обозначившее две главные области государственной практики при безусловном доминировании вэнь. Идеологема “взаимодополнения” вэнь—у обусловила характер воспитания и образования элиты, предполагавших прилежное постижение гуманитарного наследия при устойчивом интересе к занятиям “боевыми искусствами” (у шу, у и). Соотнесенность вэнь— у с космическими началами предопределелила отношение к “боевым искусствам” в Китае как к сакральной сфере, приобщающей к истокам мироздания, и ритуальный характер традиционных китайских “боевых искусств”, которые как духовный феномен развивались гл. о. в среде синкретических сект и связанных с ними тайных обществ. Во 2-м тысячелетии н. э. общей чертой многочисленных сект типа “Белого лотоса” (Байлянь цзяо), служивших главным каналом проникновения идей “ортодоксальных” конфуцианства, даосизма и буддизма в малограмотную народную среду, было деление на уровень вэнь и уровень у. В общинах (“алтарях”) вэнь сосредотачивалась руководящая элита сект, хранители канонов, преданий и “тайного знания”, в “алтарях” у— рядовые члены сект, для которых одним из основных видов ритуальной практики и радений были занятия “боевыми искусствами”.

А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины