Философская энциклопедия - вибхаджьявада
Вибхаджьявада
ВИБХАДЖЬЯВАДА (санскр. vibhajyavàda—учение о различении) —одно из двух основных, а именно южное, разветвлений стхавиравады (наряду с сарвастивадой). По схеме А. Баро, вибхаджьявада идентифицировалась ок. 2 в. до н. э.; ее основные ответвления— дхармагуятака, махашасака, кшшяпия, и именно вибхаджьяваде были наиболее близки позиции “ортодоксов” тхеравады. Основные источники для изучения воззрений вибхаджьявады—тексты сарвастивадинов, прежде всего “Махавибхаша” (1—2 вв.). В противоположность сарвастиваде вибхаджьявада отрицает возможность деградации для “совершенного”—архата. В отличие от сарвастивадинов, считавших, что бодхисатгва постепенно постигает четыре благородные истины, вибхаджьявада настаивает на том, что он “реализует” их мгновенно. Вибхаджьявада расходится с ними и в трактовке реинкарнации: она отрицает признаваемое ими и ватсипутриями наличие промежуточного состояния между смертью и следующим рождением (antaräbhava). Вибхаджьяваде принадлежали новые трактовки теории дхарм. Закон обусловленного происхождения состоянии бытия индивида (пратчтья-самутпада) сам обладает необусловленной природой (asainskrta), равно как и высшие состояния “совершенства”, а также три дхармы “угасания” дхармической активности (в классическом буддизме—“прекращение”, “просветление” и “нирвана”), но в конечном счете необусловлены (вопреки взглядам дарштантики) и некоторые обусловленные проявления всех дхарм. “Силу” (будь то физическую, как у слонов, или духовную, как у Будды и бодхисаттв) следует считать отдельным дхармическим началом. И неаффекгированное сознание (akligta) может обусловливать продолжение функционирования факторов обычного существования: бодхисатгва может, спустя определенный промежуток времени, родиться вновь. Даже в бесформенном мире (arûpaloka) существует какая-то субтильная материя, а гласные звуки каким-то образом являются результатами действия закона кармы.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2305 | |
2 | 2258 | |
3 | 1391 | |
4 | 1348 | |
5 | 752 | |
6 | 730 | |
7 | 684 | |
8 | 661 | |
9 | 633 | |
10 | 612 | |
11 | 611 | |
12 | 559 | |
13 | 553 | |
14 | 540 | |
15 | 535 | |
16 | 529 | |
17 | 519 | |
18 | 518 | |
19 | 513 | |
20 | 512 |