Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - вьявахарика-парамартхика

Вьявахарика-парамартхика

вьявахарика-парамартхика
ВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА

ВЬЯВАХАРИКА-ПАРАМАРТХИКА (санскр. vyavaharika-paramärttuka — практическое и высшесмысловое)—важнейшая парадигма индийской философии, демаркация эмпирически-условного и сущностно-безусловного, маркирующая различные уровни познания и одновременно степени соответствующей им реальности.

Парадигма вьявахарика-парамартхика, выявившаяся уже в шраманский период (см. Пакудха Каччана), присуща в той или иной мере почти всем индийским направлениям и школам. Различение типа вьявахарика-парамартхика можно определить как философию компромисса—между “высшей истиной”, доступной очень немногим, и “практическими истинами”, по которым живут все остальные и отрицать которые было бы весьма неосторожно для тех, кто претендует на апелляцию к ценностям “обычных людей”. В наибольшей мере потребность в подобном компромиссе ощущалась строгими монистами, которые, с одной стороны, должны были “вчитывать” свою доктрину в не совсем соответствовавшие ей авторитетные тексты, с другой,—настаивая на картине мира как в конечном счете лишь иллюзорной манифестации Абсолюта (“единого без другого”) в мире становления, множественности и обычной религиозной практики (априорно требовавшей различения “я” и “ты”), правомерно считали такого рода картину мира трудновоспринимаемой для рядовых адептов, которых они не считали нужным терять. В то же время концепция вьявахарика-парамартхика отражает интуиции в видении многомерности реальности и попытки разграничить реальности “практическую” и “метафизическую”. Поскольку отстаивать первую можно лишь сопоставляя ее с реальностью безусловно “фантомной” (прежде всего в виде конструкций мысли, не соответствующих реальному референту), к вьявахарике и парамартхике со временем достраивался третий, “нулевой” уровень истины и реальности (типа рогов зайца, небесного цветка, сына бесплодной женщины и т. д.). Эти концепции получили различные акцентировки в трех философских системах—вначале в мадхышике и йогачаре, а затем в заимствовавшей эти буддийские дифференциации адвайта-веданте.

Хотя во всех этих системах совмещаются гносеологические и онтологические акцентировки вьявахарики и парамартхики, в мадхьямйке решительно преобладают первые. Вьявахарика и парамартхика (первая обозначается как sanivrti, букв.—завертывание) именуются здесь satya— “истины”. Нагурджуна и его последователи (прежде всего Чандракир" ти и Бхававивека) подчеркивают непреложность двух “истин” (Мулямадхьмака-карика XXIV. 9 и ел.) в целях “оправдания” основоположений буддизма—таких, как четыре благородные истины, теория дхарм, пратитья-самутпада — в контексте учения об Абсолюте как Пустоте (шунья-вада), а также обоснования отсутствия противоречия между сотериологией и ноуменальным тождеством сансары и нирваны. Йогачары, напротив, оставляют большее пространство для онтологического различения трех “природ” (свабхава) или “характеристик” (лакшана). В “Самдхинирмочана-сутре”, “Махаянасанграхе” Асанги и в специальном стихотворном трактате Васубандху “Трисвабхаванирдеша” различаются три уровня реальности сознания-бытия: 1) “воображаемый” (parikalpita); 2) “зависимый” (paratantra) и 3) “совершенный” (patinispanna). В первом случае речь идет о несущем (мир объектов и все понятийные оппозиции), во втором—о сущем не так, как оно является, в третьем ο сущем в абсолютном смысле. Если ведантист Гаудапада значительно ближе к мадхьямикам, то Майдана Мишра— к йогачарам. Последний вводит и четвертую реальность— самого Незнания, обусловливающего мир эмпирических объектов, которое не может располагаться на том же ярусе, что и они. Последователем Гаудапады в разработке темы вьявахарика-парамартхика можно считать Шанкару, Мандана Мишры — Падмападу.

В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины