Философская энциклопедия - ядриччха-вада
Ядриччха-вада
ЯДРИЧЧХА-ВАДА (санскр. yadrcchavдda — учение о случайности) — обозначение “окказионалистских” учений Индии, настаивавших на спонтанном, беспричинном появлении феноменов. Как и прямо противоположный, но своеобразным образом дополняющий ее детерминизм (см. Ниятивада), ядриччха-вада восходит к начальному периоду индийской философии, будучи отрицанием прежде всего “причинности” в человеческих действиях, а потому и вменяемости человеку его поступков. Палийские тексты сообщают о брахманах и шраманах, учивших о том, что и индивид и мир возникают беспричинно, а также о паривраджаках, считавших, что состояния сознания приходят и уходят беспричинно (Дигха-никая 1.29,180). В “Шветашватара-упанишаде” ядриччхавада обозначается в списке “неортодоксальных” направлений (1.2), в текстах “Махабхараты” ассоциируется с учением о “собственной природе” (см, Свабхава-вада) и о том, что причина человеческих действий — дело случая (XII.33).
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2304 | |
2 | 2257 | |
3 | 1390 | |
4 | 1347 | |
5 | 750 | |
6 | 729 | |
7 | 683 | |
8 | 661 | |
9 | 630 | |
10 | 611 | |
11 | 610 | |
12 | 558 | |
13 | 551 | |
14 | 539 | |
15 | 534 | |
16 | 528 | |
17 | 518 | |
18 | 515 | |
19 | 512 | |
20 | 511 |