Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - яковенко

Яковенко

яковенко
ЯКОВЕНКО

ЯКОВЕ́НКО

Борис Валентинович (1884–1948) – рус. философ, близкий к неокантианству. В 1912–14 редактировал сб. "Логос". После 1917 жил в Италии, с 1922 – в Берлине, а затем поселился в Праге, где с 1929 по 1939 редактировал журн. "Russische Gedanke" и отд. тома "Bibliotheque Internationale de Philosophie".

В духе кантианской гносеологии Я. утверждает, что исходным пунктом подлинной философии является "...беспредельная и беспощадная критика всего данною, предстоящего, непосредственного, феноменального..." ("Очерки рус. философии", Берлин, 1922, с. 123). Но как представитель рус. идеалистич. мысли, Я. считает теоретико-познават. критицизм подготовит. этапом к построению метафизики, а целью и задачей метафизики – постижение абс. бытия ("Сущего") и практич. достижения "жизни в Сущем" (см. тамже). Очистившись путем критич. анализа через освобождение от "субъективных одеяний" от догматич. схематизма и предвзятых мнений, филос. взор, согласно Я., должен обратиться к интуиции, к-рая открывает "Сущее" в его "множественности", что, по мнению Я., составляет характернейшее свойство "Сущего" – "Всемножественного Всесущего Все" (см. тамже, с. 124). Я. стоит на т. зр. плюрализма. Плюрализм Я. связан с рус. персоналистич. интуицией, со стремлением укоренить, увековечить всякую индивидуальность: "Каждая отдельность в нем (в Сущем. – Ред.), каждый трансцендентальный миг его существования есть нечто самостное, самоопределительное, первично-последнее, в себе законченное и в своей трансцендентальной сущности совершенно особенное" (там же).

Я. известен как острый критик филос. концепции, напр., в феноменологии Гуссерля он раскрыл психологизм "высшего" типа (см. "Философия Э. Гуссерля", в сб.: "Новые идеи в философии", сб. 3, СПБ, 1913).

По отношению к марксизму Я. занимал резко отрицат. позиции.

Соч.: О теоретич. философии Г. Когена, "Логос", 1910, кн. 1; О Логосе, там же, 1911, кн. 1; Что такое философия? Введение в трансцендентализм, там же, 1911–12, кн.: 2, 3; Об имманентном трансцендентизме, трансцендентном имманентизме и дуализме вообще, там же, 1912–13, кн. 1, 2; Путь философского познания, там же, 1914, кн. 1; Филос. концепция С. Маймона, "Вопр. филос. и психол.", 1912, кн. 114, 115; Учение Риккерта о сущности философии, там же, 1913, кн. 119–120; Осн. идея теоретич. философии И. Г. Фихте, там же, 1914, кн. 122; Наукоучение, там же; Онтология Ройса и ее религиозное устремление, там же, 1916, кн. 135; Очерки рус. философии, Берлин, 1922; Десять лет рус. философии, "Логос", 1925, кн. 1; Мощь философии, там же; К. критике рус. интуитивистического идеалреализма, в сб.: Научн. тр. Рус. народного ун-та в Праге, т. 2, Прага, 1929; Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928; Zur Kritik der Logistik, der Dialektik und der Phänomenologie, Prag, 1936; Geschichte des Hegelianismus in Russland, Prag, 1938.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ЯКОВЕНКО Борис Валентинович (1884-1949) русский философ, публицист. Учился во Франции в Сорбонне и Свободном русском университете, затем в Московском университете (1903-1905), а в 1906-1908в Гейдельберге у Виндельбанда и в Фрейбурге у Риккерта. По возращению в Россию занимался журналистикой. Член редколлегии журнала "Логос" (с 1911). В 1912 арестован за связь с эсеровской организацией (первый раз арестовывался в 1905-1906), в 1913 уезжает за границу и по 1924 живет в Италии, затем (по приглашению Т.Г. Масарика) переезжает в Чехословакию. В 1929-1934 издавал на немецком языке журнал по проблемам русской философии, литературоведения и культуры "Der russische Gedanke" ("Русская мысль"). С 1935 по 1944 издавал "Международную библиотеку по философии". Основные работы программные статьи в "Логосе": "О логосе" (1911); "Что такое философия. Ведение в трансцендентализм" (1911-1912); "Об имманентном трансцендентализме, трансцендентном имманентизме и о дуализме вообще. Второе, более специальное введение в трансцендентализм" (1912-1913); "Путь философского познания" (1914). Ряд статей опубликован в журналах "Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма", "Вопросы философии и...
Новейший философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины