Поиск в словарях
Искать во всех

Библиологический словарь - варнавы послание

 

Варнавы послание

варнавы послание

*апокриф, к-рый иногда включался в канон НЗ. В *Синайском кодексе он помещен после Апокалипсиса. Самый поздний манускрипт НЗ с В. п. относится к 11 в. (Иерусалимский кодекс). Уже *Евсевий Кесарийский относит послание к разряду спорных ("Церк. истор.", III, 25, 4; VI, 14, 1), а блж.*Иероним окончательно признал его апокрифическим ("О знаменитых мужах", 6).

В. п. делится на две части: вероучительную (1-17) и назидательную (18-21). Первая часть направлена против сохранения в Церкви ветхозав. обычаев. Вся история и установления ВЗ объяснены аллегорически. Евр. народ исключается из истории Домостроительства; все обетования, относящиеся к нему, связываются только с Церковью НЗ. Моисей принял Завет, а "право народа наследия" получили только христиане. *Шестоднев толкуется как шесть тысяч лет; обличение пророками формального благочестия интерпретируется как полное отрицание самого внешнего культа. Примечательно, что во второй части явно прослеживается влияние учения кумранитов (два пути: путь света и путь тьмы; см. ст. Кумран) к-рое могло проникнуть в В. п. через *Дидахе. Вопрос об авторе и дате послания горячо дебатировался в 19 в.

Если *Неандер и *Гарнак решительно отказывались признавать его автором ап. Варнаву, то патролог прот. П. Преображенский защищал его авторство. Архиеп. *Филарет (Гумилевский) высказывался более осторожно, хотя и склонялся к мысли о подлинности послания. Последним словом правосл. науки было мнение патролога И. В. Попова, к-рый опроверг принадлежность послания Варнаве и датировал его 130 г.

Эта дата сейчас общепризнана в церк. историографии. Аргументы против авторства ап. Варнавы следующие: 1. В самом памятнике автор не назван по имени. 2. Автор уничижительно отзывается об апостолах, чего нельзя ждать от Варнавы, сотрудника Павла. 3. "В описания иудейских обрядов он вносит такие добавления, неточности и ошибки, каких не мог допустить ап.

Варнава, левит по происхождению, долго проживший в Иерусалиме" (И. В. Попов). 4. Общая концепция В. п. мало соответствует тому, что известно о Варнаве, и исповедует взгляд на ВЗ более радикальный, чем даже у ап. Павла. 5. Аллегорич. толкование Писания стало проникать в Церковь лишь во 2 в.

6. Автор говорит о себе и о своих читателях как о людях, для к-рых обращение к Закону было бы прозелитизмом; между тем Варнава, являясь одним из руководителей Иерусалимской церкви, не мог так выражаться. 7. Автор знает о разрушении Храма в 70 8. "Автор относится с полным отрицанием к букве Ветхого Завета и признает его буквальное понимание делом сатаны.

Эта точка зрения близко соприкасается с гностицизмом" (И. В. Попов). Эти и другие соображения позволяют сделать вывод, что В. п. является александрийским памятником, к-рый отражает период окончат. разрыва между иудейством и христианством и имеет полугностич. характер. Писания Мужей апостольских, в рус. пер. с введением и примеч. к ним прот.

П. Преображенского, СПб., 18952. Архим.К и п р и а н (Керн), Послание Псевдо-Варнавы, "Вестник РХД", №151, 1987; П о п о в И. В., Конспект лекций по патрологии, Серг. Пос., 19163; The Didache; The Epistle of Barnabas, Newly Tr., and Annot. by J. A. Kleist, Westminster, 1948. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины