Поиск в словарях
Искать во всех

Библиологический словарь - вайсс

 

Вайсс

вайсс

Вайс (Weiss) Иоганн (1863-1914), нем. исследователь НЗ либерально-протестантского и рационалистич. направления. Сын Бернхарда В. Образование получил в ун-тах Марбурга, Берлина, Геттингена и Бреслау. Был проф. по НЗ в ун-тах Геттингена (с 1890), Марбурга (с 1895) и Гейдельберга (с 1908). В. исходил из общей для *либерально-протестантской школы установки: церк.

представление о "Христе веры" радикально отличается от "исторического Иисуса", каким Он был в действительности. В поисках разгадки Его личности В. обратил внимание на апокалиптич. мотивы в Евангелиях. Сравнивая их с иудейскими апокалипсисами, насыщенными напряженным чувством скорого конца и Суда Божьего, В. предположил, что Иисус, будучи простым галилейским Учителем, разделял чаяния народной *эсхатологии.

Проповедь Иоанна Крестителя якобы сыграла в этом решающую роль. Ожидая пришествия Царства Божьего в силе, Иисус осознал Себя Мессией, провозвестником этого Царства и погиб в столкновении с властями. Значение же Иисуса не в этом ошибочном воззрении, а в Его нравств. проповеди. Все это В. изложил в кн. "Проповедь Иисуса о Царстве Божьем" ("Die Predigt Jesu vom Reiche Gottes", Gott.

, 1892). Концепция В. нашла защитника в лице А. *Швейцера, но в то же время подвергалась справедливой критике (см. ст.: Додд; Оулдем; "Осуществленная эсхатология"; Эсхатологич. школа в библеистике). В статье о лит. критике НЗ, помещенной в энциклопедии "Религия в истории и современности" ("Religion in Geschichte und Gegenwart", 1912), В. предвосхитил метод *"истории форм" школы, к-рый спустя неск. лет был разработан преемником В. по кафедре в Гейдельберге *Дибелиусом и *Бультманом. Когда *Древс стал ездить по всей Германии с лекциями о мифичности Христа, В. откликнулся на это брошюрой "Иисус Назарянин, миф или история?" ("Jesus von Nasareth, Mythus oder Geschichte?", Tub.

, 1910), в к-рой подверг *мифологическую теорию уничтожающей критике. В вышедшей уже посмертно книге "Первохристианство" ("Das Urchristentum", Gott., 1917) В. выступил против *Буссе и др. представителей *религиозно-историч. школы, утверждая, что Церковь была основана на вере в Иисуса и под непосредственным впечатлением первохристиан от Его личности, а не являлась продуктом эллинизма.

Несмотря на значительное влияние эллинизма на ап. Павла и первохристиан, определяющим было не это воздействие, а именно жизнь и учение Христа. Evangelien der Markus und Lukas, Gott., 18928; Paulus und Jesus, B., 1909; Christus: die Anfange des Dogmas, Tub., 1909. Перечень трудов В. см. в англ. пер. его кн.: Jesus Proclamation of the Kingdom of God, L.-Phil., 1971. B u r k i t t F.C., Johannes Weiss: In Memoriam, "Harvard Theological Review", 1915, v.

8; G e n t h e, S. 169-78; ODCC, p. 1464; S c h w e i t z e r A., GLJF, K.XV. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины