Поиск в словарях
Искать во всех

Библиологический словарь - вайссе

 

Вайссе

вайссе

(Weisse) Христиан Герман (1801-66), нем. исследователь НЗ, принадлежавший к радикальному крылу протестантских теологов. Преподавал в Лейпциге философию и богословие. В своей "Философской догматике" ("Philosophische Dogmatik, oder Philosophie des Christentums", Bd.1-3, Lpz., 1855-62) пытался связать христианство с рационалистич. мировоззрением и пониманием истории, к-рое в ту эпоху считалось наиболее передовым.

Свои взгляды на Евангелие и на Христа В. изложил в двух книгах: "Критическое и философское исследование евангельской истории" ("Die evangelische Geschichte, kritisch und philosophisch bearbeitet", Bd.1-2, Lpz., 1838) и "Современное состояние проблемы Евангелий" ("Die Evangelienfrage in ihrem gegenwartigen Stadium", Lpz., 1856). Признавая в целом ценность работы *Штрауса, В., однако, хотел преодолеть ее главный, по его мнению, недостаток слабую аргументированность имеющейся связи между "евангельскими мифами" и реальными событиями жизни Иисуса.

Кроме того, В. считал Христа необыкновенным человеком, обладавшим парапсихич. свойствами ("магнетической силой"), между тем как для Штрауса Он был заурядным учителем, неоправданно превознесенным последующими поколениями. Прибегая к своей теории "магнетической силы", В. и объяснял все евангельские чудеса и само Воскресение. Дух Христа якобы являлся ученикам в Галилее, что послужило основой для создания легенды о Воскресении.

За всеми мифами, утверждал В., должно стоять нечто историческое, но мыслил он "историческое" только в плоскости, к-рая казалась ему рационально объяснимой. Т. о., желая избежать крайних выводов Штрауса, В. дал весьма субъективную реконструкцию евангельских событий. Большое значение для истории экзегетики имела гипотеза В. о хронологич.

приоритете Ев. от Марка. Развивая концепцию *Лахманна (1835), В. отметил, что в *тройной традиции связь евангелистов осуществляется через Мк, что расхождения между Мф и Лк видны больше всего именно в тех местах, к-рые отсутствуют в Ев. от Марка. В. выдвинул предположение, что кроме Мк существовал еще один источник, а именно "Источник речей", позднее обозначенный как Q *Квелле (от нем.

Quelle источник). Что касается 4-го Евангелия, то В. занял достаточно непоследоват. позицию. С одной стороны, он считал невероятным, чтобы Иоанн, к-рый был апостолом иудеев, "облек речи своего Учителя в столь чуждое ему одеяние эллинистической спекуляции", а с другой готов был признать достоверность древнего предания об авторстве Иоанна (см. ст. Евангелия) Прот.Б у т к е в и ч Т., Жизнь Господа нашего Иисуса Христа, СПб., 18872; S c h w e i t z e r A., GLJF, K. XIV. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины